Логотип сайта Автомаш Компас в Мире Машин и
Машиностроения
avtomash.ru
 
Главная Магазин Каталоги Библиотека Выставки Ссылки Реклама Карта сайта О Проекте
 
 
 
Знак меню Разделы сайта
знак статистики Статистика

Rambler's Top100 Rambler's Top100

???????@Mail.ru


Морская выставка 1908 года

(к 90-летию со дня проведения)

Материал подготовлен Национальным Информационным Партнерством МОРЕ, которое этой публикацией надеется привлечь внимание заинтересованных организаций и лиц к морской деятельности в России и, в частности, к необходимости воссоздания проведения Морской выставки в Москве.

Ги6ель русского флота на Дальнем Востоке со всей остротой поставила вопрос о его скорейшем воссоздании. Необходимость этого понимали не только официальные лица, но и многочисленные энтузиасты флотского дела, объединенные в различные общественные организации. Самая известная из них - Лига обновления флота, устав которой был зарегистрирован 23 августа 1906 г. Душой Лиги являлся генерал-майор в отставке, публицист и издатель научно-литературного журнала "Море" Н.Н. Беклемишев.

Задачи и планы общества были предельно четко сформулированы в уставе: 1) Лига обновления флота есть общенародное Русское общество, которое имеет целью всемерное содействие развитию Русских морских сил и средств до степени, соответствующей требованиям безопасности и пользы Отечества. 2) Для достижения поставленной цели Лига распространяет всеми доступными средствами в населении России сведения о значении военного и торгового флота, выясняет специальными исследованиями и гласным обсуждением их нужды и содействует удовлетворению их нравственным воздействием и собираемыми средствами*. Лига проводила чтения и беседы, занималась издательской деятельностью, организовывала морскую практику для учащихся. Ее штаб-квартира находилась в Санкт-Петербурге, а в Москве вскоре создается Бюро Лиги.

Важнейшей вехой в истории организации стало проведение московской Морской выставки. Она была подготовлена Московским бюро Лиги совместно с центральной петербургской организацией и открылась 12 июля. Выставку приветствовали телеграммами морской министр и ряд официальных лиц. Великий князь Александр Михайлович, в частности, писал: От всего сердца поздравляю Вас и всех потрудившихся с открытием первой Морской выставки. Постоянно с интересом слежу за работой Лиги обновления флота. Несказанно радуюсь, что на Руси нашлись люди, которые понимают крайнюю необходимость для России мощного флота, стоящего на высоте современных технических требований. Дай Бог, чтобы труды Лиги не пропали даром. Шлю горячие пожелания успеха во всех благих начинаниях**.

Выставка разместилась в Манеже и Кремлевском саду. Основу экспозиции составили изобразительные материалы (рисунки, чертежи, фотографии). Они были распределены по 14 отделам: история военного и торгового флота, обучение морскому делу, мореходные карты и инструменты, торговый флот, военно-морской флот, судовое снабжение, двигатели, судостроительные материалы, спасание на водах, морское и речное рыболовство, порты, морская гигиена, спорт, воздухоплавание.

Основная часть экспонатов и лекционный зал размещались в Манеже. В ходе выставки читались лекции со световыми картинами (диапозитивами) по различным темам морской истории, рассказывалось о последних событиях войны на море, судостроении, мореплавании, торговом флоте, водных сообщениях, воздухоплавании. В Кремлевском саду были сосредоточены главным образом увеселения: кинематограф, ресторан, морская диорама художника И.Л. Калмыкова.

В дни работы выставки выходила двухстраничная ежедневная газета Вестник Морской выставки. Всего появилось 54 номера, но с 14 августа и до закрытия экспозиции (29-54) газета содержала абсолютно одинаковые тексты. Экспертная комиссия выставки присудила 300 наград (медалей, дипломов, почетных отзывов, почетных знаков и пр.). Состав награжденных был весьма пестрым: от производителей пушек и моторов до изготовителей мыльного порошка, мясных консервов, рамок для фотографий и даже виноградных вин.*** Сами награды были изготовлены на средства, пожертвованные великим князем Михаилом Александровичем.

Выставка продолжалась в Манеже с 12 июля по 16 сентября, т. е. 67 дней. Пользование садом по просьбе антрепренеров было продолжено до 30 сентября. Стоимость билетов составляла 35 коп., по понедельникам - 65 коп., с учащихся взималась только плата за вход в сад - 20 коп. Выставку посетило около 60 тыс. человек; из них 10 тыс., преимущественно воспитанники учебных заведений и нижние чины, были допущены бесплатно.

Выставка 1908 г. стала последней крупной морской экспозицией в дореволюционной Москве.

1. ПРОШЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МОСКОВСКОГО БЮРО ЛИГИ ОБНОВЛЕНИЯ ФЛОТА Н.М. ПОРТУГАЛОВА УПРАВЛЯЮЩЕМУ КАНЦЕЛЯРИЕЙ МОСКОВСКОГО ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА О РАЗРЕШЕНИИ ОТКРЫТЬ В МОСКВЕ МОРСКУЮ ВЫСТАВКУ

27 октября 1907 г.

3-го числа с.м. председатель Лиги генерал-майор Н.Н. Беклемишев подал г[осподину] московскому градоначальнику прошение о разрешении в Москве Морской выставки, причем г[осподин] управляющий канцелярией московского градоначальника в тот же день сообщил мне, что прошение переслано Вашему превосходительству.

На основании вышеизложенного имею честь покорно просить Ваше превосходительство не отказать в распоряжении о возможно скорейшем разрешении, так как мы должны ныне же озаботиться о приискании подходящего помещения, ибо громоздкие экспонаты выставки потребуют много места и продолжительного устроения их на месте.

Прошу принять уверение в глубоком уважении и совершенной преданности.

Председатель Московского бюро Н.М. Португалов

Помета: Сообщено г[осподину] Португалову в телефон о направлении дела м[инист]ру.

ЦИАМ, ф.16, оп.141, д.261, л.3. Подлинник. Рукопись.

2. ИЗ ОБРАЩЕНИЯ МОСКОВСКОГО БЮРО ЛИГИ ОБНОВЛЕНИЯ ФЛОТА К РОССИЙСКИМ ГРАЖДАНАМ С ПРИЗЫВОМ ВСТУПАТЬ В ЛИГУ И ПРИСЫЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ ФЛОТА

21 января 1908 г.

Граждане Земли Русской!

Япония решилась на войну с Россией при наличности более сильного и исправного флота: без господства флота на море японская армия не могла бы быть перевезена на материк. Следовательно, не было бы неудачной для России войны и всех ее бедствий, не пришлось бы потерять столько драгоценных жизней и истратить два с лишком миллиарда народных денег и отчудить [отдать] часть своей земли. Тяжел урок, и им надо воспользоваться в полной мере, чтобы в будущем и недалеком не пострадать еще более. России необходим сильный военный флот, горький опыт учит, что защитить свои берега невозможно, а между тем военного флота теперь у нас почти нет, а потому он должен быть вновь создан. Также и наш торговый флот, в сравнении с оборотами русской торговли, крайне недостаточен, вследствие чего мы ежегодно переплачиваем большие суммы иностранцам, перевозящим наши товары и пассажиров на своих судах. Между тем в случае войны как помощь военному флоту он может принести пользу родине, а в мирное время даст практику и заработок многим морякам.

Суда за границей не всегда и купишь, да и не выгодно платить за них большие деньги, а для починки кораблей все равно нужны обязательно свои приспособления - доки и мастерские. Нельзя же во время войны отправлять чиниться наши корабли за границу. Устраивать все это нужно дома, будет и прибыльнее: деньги останутся в государстве, да и своя промышленность с торговлей разовьются, в чем ни у кого не может быть сомнения, так что постройка флота дома, у себя, своими средствами, в интересах каждого, должна быть целью всего русского народа, и создание флота будет охраною и толчком для развития отечественной промышленности и торговли. Поэтому кто же как не промышленники, заводчики и торговые люди должны явиться передовыми в этом деле? Без них не обойтись - вопрос только во времени. когда к ним придет это сознание; чем раньше встрепенутся они, тем скорее дело двинется вперед.

Но чтобы это было, мало одного сочувствия нескольких лиц, нужно глубокое сознание всего народа в необходимости создания флота на своих верфях, заводах, своими рабочими, из своих материалов. Но флот состоит не из одних только кораблей: нужна и отличная, знающая команда. Корабли еще можно было заказать у соседей, а команду не закажешь: готовь сам из своих сынов, приготовляя их с юношеских лет к морской службе, службе тяжелой, в которую нужно втянуться, полюбить ее, а это только и возможно с юных лет. Приучать юношество ко всему этому необходимо в особых, всесословных, морских школах, подготовляющих офицеров, механиков и различных специалистов: машинистов, кочегаров, рулевых и т. д.

Вот для распространения среди всего населения правильных взглядов на значение для современного государства морской силы, т. е. совокупности торгового мореплавания, военного флота и связанных с ним отраслей промышленности, и для гласного обсуждения, как поставить дело правильно и прочно, чтобы оборудовать при посредстве отечественной промышленности торговое мореплавание, основалась в декабре 1905г. в С.-Петербурге, при IV Военном и Морском отделе Императорского русского общества.

Лига обновления флота

[...] В нашей молодой Лиге записано пока немногим более 1000 человек.

Россия и в этом деле отстала от соседей, а ведь она первоклассная держава! Чем же мы хуже их, и не должны ли мы всеми силами стараться догнать и даже перегнать наших соседей? Бросим же свою вечную русскую отговорку: не мое дело, пусть знающие люди устраивают, а я ничего не знаю. Пора уже оставить свое вечное равнодушие к вопросам государственной важности - наступило время, когда весь народ призывается к самостоятельности, а потому отговариваться, что, мол, все равно нас не послушают, нечего: народное мнение - сила огромная. Пора всем принять личное участие в большом русском деле, для этого не только нужно, а должно записаться в члены Лиги обновления флота и привлекать к этому других лиц.

Действовать нужно без промедления. Лига непосредственно сама флот построить не сможет - средств у нее слишком мало, но содействовать своими трудами улучшению судостроения и поддержке его может, например, через поощрение трудов разных сведущих людей по разработке многочисленных вопросов морского дела, а также распространением знаний по морскому делу. Для распространения таких знаний Лига имеет в виду делать доклады в своих собраниях и уже приступила к изданию общепонятных сочинений о нуждах и потребностях нашего флота - военного и торгового. Подобные издания будут рассылаться членам Лиги и лицам, могущим влиять на судьбу нашего флота. Чем многочисленнее станет Лига, чем более войдет в состав ее людей, жаждущих обновления и возрождения нашего флота, тем она будет сильнее, тем внимательнее станут прислушиваться к ее мнению власть имущие. А доступ в состав Лиги открыт всем полноправным русским гражданам, без различия пола, по личному или письменному заявлению, причем размерами пожертвований стесняться не следует: кто сколько может, столько пусть и жертвует, все пойдет на действительно полезное народное дело. [...]

Пожертвования, членские взносы и на приобретение знака Лиги благоволите направлять в Лигу обновления флота: С.-Петербург, Пантелеймоновская ул., д. 2 или Московское бюро Лиги, Долгоруковская, д. Курниковой. Н.М. Португалову [...]

На подлинном написано: Утверждаю. 21 января 1908 г.

Временно управляющий Министерством торговли и промышленности М. Остроградский.

ЦИАМ. ф.1б, оп.141. д.2б1, л.4-6.

Типографический экземпляр.

3. ПОЛОЖЕНИЕ О МОРСКОЙ ВЫСТАВКЕ 1908 г. В МОСКВЕ

21 января 1908 г.

Ст.1. В 1908 г. в Москве устраивается Морская выставка предметов, относящихся к судоустройству, морскому и речному рыболовству и плаванию по морям и рекам.

Ст.2. Выставка устраивается Лигою обновления флота при посредстве особого Комитета, состоящего из членов Лиги.

Ст.3. Организация означенного в ст.2 Комитета возлагается на правление Лиги, которое руководит действиями Комитета.

Ст.4. Делопроизводство Комитета сосредоточивается в Московском бюро Лиги обновления флота.

Ст.5. Ближайшее заведование устройством выставки под наблюдением Комитета возлагается на особых, избираемых Комитетом комиссаров, уполномоченных Комитетом на распорядительные действия.

Ст.6. Комитет устанавливает классификацию, время и условия приема экспонатов и правила внутреннего распорядка выставки.

Ст.7. Комитет руководствуется положением об экспертизе и наградах, составленным Лигою обновления флота и утверждаемым министром торговли и промышленности.

Ст.8. Комитет озабочивается устройством объяснительных чтений и докладов по выставке и изданием каталога и Вестника выставки.

Ст.9. Комитету предоставляется возбудить ходатайство о пользовании льготным тарифом по перевозке экспонатов и о беспошлинном провозе экспонатов иностранного происхождения, если таковые будут вывезены обратно из пределов России.

Ст.10. Поступающие в распоряжение Комитета средства для устройства и содержания выставки образуются из: а) подписки между членами Лиги обновления флота и сочувствующими лицами; б) платы за отводимые под экспонаты места; в) платы за посещение выставки: г) выручки от продажи каталогов и других изданий, относящихся к выставке и д) могущих быть субсидий и других поступлений.

Ст. 11. Расходы по устройству выставки, ее содержанию и по вознаграждению служащих производятся председателем Комитета на основании составленной Комитетом сметы и в пределах , данных ему Комитетом полномочий.

Ст. 12. Комитет по окончании выставки представляет денежный отчет общему собранию Лиги обновления флота.

Помета на первом листе сверху: На подлинном написано "Утверждаю. 21 января 1908 г. Временно управляющий Министерством торговли и промышленности М. Остроградский. Верно: за управляющего Отделом Н. Иванисов".

Управляющий Отделением (скреп.) К. Зыков

ЦИАМ, ф. 16, оп.141, д.261, л. 17-17об. Заверенная копия.

4. ОТНОШЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОСКОВСКОМУ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРУ О РАЗРЕШЕНИИ ОТКРЫТЬ МОРСКУЮ ВЫСТАВКУ В МОСКВЕ

1 февраля 1908г.

Имею честь уведомить Ваше высокопревосходительство, что Министерством торговли и промышленности разрешено Лиге обновления флота устройство в Москве в сем году Морской выставки, а также утверждены положения о сей выставке и об экспертизе на ней, копии коих при сем прилагаются.

За министра торговли и промышленности товарищ министра М.Остроградский

ЦИАМ. ф.16. оп141, д.261, л.4.Подлинник.

5. ПРИГЛАШЕНИЕ КОМИТЕТА МОРСКОЙ ВЫСТАВКИ 1908 г. В МОСКВЕ ОРГАНИЗАЦИЯМ, УЧРЕЖДЕНИЯМ И ЛИЦАМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗУЕМОЙ ЛИГОЙ ОБНОВЛЕНИЯ ФЛОТА ВЫСТАВКЕ

14 марта 1908 г.

Летом 1908 г., с июня по сентябрь, Лига обновления флота организует в Москве, в помещениях Манежа и Кремлевском саду выставку предметов, относящихся к судоустройству, морскому и речному рыболовству и плаванию по морям и рекам, под общим названием Морской выставки 1908 г. в Москве.

Выставка имеет целью выяснить современное положение морского дела и соприкасающихся с ним отраслей промышленности, что имеет, бесспорно, огромное значение как для настоящего времени, так и в особенности для будущности России.

Во время выставки предполагаются объяснительные чтения и доклады по предметам выставки.

Выставленные предметы в случае желания экспонентов будут подвергнуты экспертизе и за лучшие из них будут присуждены награды в виде дипломов на медали различных степеней, похвальных и почетных отзывов. Кроме того, по представлению Экспертной комиссии, правлением Лиги может быть возбуждено, в установленном порядке, в исключительных случаях ходатайство о предоставлении почетных наград как экспонентам, так и их сотрудникам, т.е. художникам, техникам, мастерам и рабочим.

Экспонаты будут перевозиться по русским железным дорогам по общему льготному тарифу 163-1894 г. Комитетом возбуждено ходатайство о предоставлении соответствующего льготного провоза по иностранным железным дорогам (Германии, Австрии, Франции и Бельгии).

Комитет ходатайствует, чтоб иностранные экспонаты разрешались к беспошлинному пропуску на выставку при условии вывоза их обратно за границу в течение одного месяца после закрытия выставки; в случае требования залога таковой вносится экспонентами. Проданные на выставке или невывезенные в означенный срок предметы подлежат оплате с установленной таможенным тарифом пошлиной. Таможенный досмотр предполагается в самом помещении выставки.

Все расходы по доставке, упаковке и обратному взятию экспонатов производятся экспонентами за свой счет. Экспоненты платят за помещение, которое им будет отведено, а также за электрическую энергию, газ и воду, необходимые для действия экспонатов и для особого освещения их.

Плата за места следующая:

1) Квадратный аршин пола в Манеже - 8 руб. ***** Места у стены, оплаченные по квадратному содержанию пола. дают право на бесплатное пользование стеною до высоты в 3 аршина от пола, а каждый аршин выше оплачивается по 1 руб.

2) Квадратный аршин стены в Манеже - 4 руб. ******

3) Квадратный аршин в Кремлевском саду - 1 руб. ******* 4) Все предметы, поступившие на выставку, находятся всецело в ведении экспонентов. Комитет выставки, принимая со своей стороны меры предосторожности против пропажи, порчи и огня, не отвечает, однако, за сохранность экспонатов и предоставляет их страховать самим экспонентам. Экспоненты обязаны убрать выставленные ими предметы и течение семи дней после закрытия выставки.

Желая представить на выставке возможно полную картину современного состояния морского дела и относящихся к нему отраслей промышленности, Комитет имеет честь просить Вас принять участие в выставке присылкой своих экспонатов.

В случае Вашего желания быть экспонентом выставки и тем содействовать ее успеху, Комитет выставки просит Вас в возможно непродолжительном времени сообщить, какого рода экспонаты предполагаете Вы прислать на выставку и какой длины и ширины площадь желательно отвести под них по полу и по стене Манежа или в Кремлевском саду. Комитет выставки [...]

РГИА, ф.98, оп.1, Д.1129, л.82.

6. ИЗ ДОКЛАДА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА МОРСКОЙ ВЫСТАВКИ НА ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ

12 июля 1908 г.

[...] После целого ряда изданий, популяризировавших дело Лиги, распространенных в сотнях тысяч экземпляров, осенью прошлого года задумано было обратиться к наглядной демонстрации морского дела посредством устройства морских выставок в главнейших городах России. Мысль эта, одобренная тогда же господином морским министром, повела к возбуждению ходатайства об открытии Морской выставки в 1908 г. в Москве. Ходатайство правления Лиги было сочувственно поддержано как его высокопревосходительством г[осподином] генерал-губернатором, так и г[осподином] градоначальником и московским городским головою. Направленное через Министерство внутренних дел министрам морскому, а также торговли и промышленности Положение о выставке 21 января текущего года было утверждено. Программа ее очень широка и почти всеобъемлюща, так как в ней допущены не только предметы, относящиеся к мореплаванию и к морскому промыслу, но и произведения многих вспомогательных отраслей промышленности.

Получением разрешения правление Лиги исполнило только первую часть задачи, и далее надлежало выполнить самое дело.

Первоначально предполагалось устроить выставку в весьма скромных размерах в залах Исторического музея, но они не были свободны, а некоторые московские сочлены объясняли, что для Москвы необходим широкий масштаб действий. Такое положение привело в результате к тому, что открытие выставки перенесли на летнее время и решили устроить ее и Манеже и Кремлевских садах. Организационные работы велись двумя путями: Комитет в С.-Петербурге намечал решения и вел с правительственными учреждениями сношения, а Московское бюро ведало исполнительную часть на месте - при широкой автономии в действиях. Вследствие недостаточной опытности Комитета такой порядок причинил некоторый материальный ущерб делу выставки, но зато приобретен опыт, необходимый для дальнейшей деятельности Лиги в том же направлении. Размеры выставки, как вы сами изволите судить, далеко не достигли пределов программы, и отведенное помещение не заполнено, так что можно сказать, что не оправданы широкие ожидания.

Самое открытие выставки, намеченное на конец июня, пришлось отложить, до сегодняшнего дня. Однако все еще некоторые важные экспонаты не установлены: так, нет обширного отдела торгового мореплавания, нет промышленности, заводы Морского ведомства представлены пока весьма слабо, Морской музей не прислал еще моделей военных судов. Существенное влияние на это оказало значительное ограничение ассигнований; некоторые экспонаты Морского ведомства присланы без платы за места. Только в последние дни г[осподином] министром финансов была оказана материальная поддержка в скромной мере (соответственно настоящему финансовому положению). Дальнейшая поддержка для пополнения выставки и оживления ее докладами будет зависеть всецело от сочувствия общества. Если бы такого сочувствия со стороны общества выставка не получила, то для людей, изучающих явления морской деятельности не только в России, но и по заграничным данным, в обнаруженном положении вещей получится указание особой важности. Известный писатель Мэгэн рядом исследований установил, что морская деятельность всегда и везде служит показателем состояния дел в самой стране.

Таким образом, слабая отзывчивость к Морской выставке, т. е. несклонность к проявлению себя в морской деятельности, свидетельствует, что в стране недостаточно развита общехозяйственная деятельность, маразм еще продолжается. Поэтому в особенности должны мы ценить содействие тех, кто пожелал принять участие в Морской выставке, и Комитет почитает своим долгом выразить им чувства горячей признательности за то, что они отозвались не только словом, но и делом. Уже получены сведения, что Главным управлением землеустройства и земледелия и Министерством торговли и промышленности назначены награды по выставке. Кроме того, и от Лиги будут выданы дипломы на медали и почетные удостоверения. так что можно будет почтить наградами многих.

Считаю уместным остановиться на нередко высказываемом недоумении - почему Морская выставка устроена в сухопутной Москве. Да потому, что именно здесь скрещиваются многоразличные интересы страны, поэтому именно здесь решено было поставить морское дело лицом к лицу с массою населения.

Морская выставка должна содействовать промышленности, сблизив ее с интересами флота. Созидание и снабжение его требует занятия десятков тысяч рабочих на верфях и сотен тысяч внутри страны для подготовительных производств.

С другой стороны, своим отношением к выставке лица и учреждения перед всей Россиею выкажут степень своей склонности к усвоению морской идеи. Даже отрицательные показания будут ценны для Лиги, обнаруживая, куда надо направлять свежие усилия для возбуждения внимания к флоту. К тому же издавна замечено, что в России получают прочное развитие только те предприятия общего значения, которые одобрены Москвой. Назову, например, дело морского образования: первая навигаторская школа была здесь, в Сухаревой башне; развитие обширной сети мореходных классов и Добровольный флот также зародились в Москве. И вот, несмотря на многоразличные трудности и чрезвычайные превратности, эти дела выдержали все испытания и прочно обосновались. Само собой разумеется, что устроить Морскую выставку в приморском городе, и особенно в С.-Петербургe, было бы много легче, но это не имело бы того значения, как здесь в Москве. На берегу моря происходит в сущности постоянная морская выставка, и если организовать там специальную, то она должна носить характер выражения мирового прогресса. Так, весною 1909 г. в С.-Петербурге устраивается Международная имени Наследника Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича выставка новейших изобретений по военной, морской и сельской технике. Это будет не только показательная, но и поучительная выставка.

Задача ныне открываемой выставки много скромнее, хотя она так же важна, как важен первый шаг по отношению к следующим.

Дело обновления и развития морских средств и сил России - дело крупною размера и немалого времени: оно может к тому же сыграть видную роль в общем развитии страны. Просвещенная печать могла бы, разъясняя это обстоятельство, оказать великую услугу родине. Каково наше положение на международной арене, можно судить по особо изготовленным картам, изображающим наглядно относительные величины флотов главнейших морских держав, и вы изволите видеть, что отечественный флот занимает седьмое и восьмое место в ряду других военных и торговых флотов. Между тем не только обширность морского побережья, но и то обстоятельство, что три четверти всей международной торговли России производится морем, несомненно обязывает к гораздо большему развитию отечественного мореплавания, и это есть вопрос национальной независимости.

Изучение международных экономических отношений приводит к несомненному заключению, что страны сухопутные или со слабо развитою морскою деятельностью состоят неоплатными данниками морских держав и не только и виде прямой переплаты на фрахт, но и косвенно - по многим расчетам.

По формулировке Франца Листа, нация без кораблей низводится в ряды прислужников человечества; этой ли участи мы желаем для нашего отечества?

Нет! Не таков завет, данный нам нашими предками: здесь, под Москвою, Царская дума, созванная Петром 1, постановила 4 ноября 1696 г. свое решение: "Морским судам быть". Эти слова поставлены девизом на медали настоящей выставки, под аллегорическим изображением царственной России, повелевающей флотами. И да послужат нам эти слова руководящим указанием, нас объединяющим в нашей работе на пользу развития морскою дела в России!

Лига обновления флота: отчет о деятельности и Морской выставке 1908 г. СПб., 1910. C.15-20.

7. ИЗ СТАТЬИ Н. ДМИТРИЕВА "МОРСКАЯ ВЫСТАВКА В МОСКВЕ"

Морская выставка, которую благодаря редкой энергии Лиги обновления флота удалось организовать истекшим летом и осенью в Москве, по идее своей не является новостью; вернее сказать, необходимость подобной выставки сознавали многие лица, причастные к Морскому ведомству, еще задолго до учреждения самой Лиги. Так, например, автор настоящих строк помнит, что летом 1904 г., когда как можно скорее гнали с окончанием готовившейся к своему последнему плаванию 2-й Тихоокеанской эскадры и все механические заводы петербургского района были перегружены в высшей степени, один из адмиралов, принимавших живейшее участие в отправке эскадры, выразил удивление, почему заказы, не принятые петербургскими заводами, не были переданы московскому или южному механическим районам, что по характеру необходимых тогда для флота предметов было вполне возможно; когда адмиралу указали на то, что заводы центральной полосы не знакомы с соответствующим производством, он выразил сожаление, что своевременно, хотя бы, например, путем выставок, Центральная Россия не ознакомлялась с теми изделиями или предметами, которые требуются для военного флота.

Впрочем, Лига обновления флота, устраивая свою московскую выставку, задалась проектами гораздо более широкими, чем только ознакомление рынка с необходимыми для Морского ведомства изделиями: если последняя цель и преследовалась Лигою, то только как побочная.

Основная задача Лиги была патриотическая - возбудить в населении центральнейшего из русских городов широкий интерес к морскому делу, дотоле там совершенно неизвестному и мало любимому. Вероятно, именно из патриотических целей. Лига и не старалась особенно указывать на те слабые стороны постановки военно-морского дела у нас, которые будучи прекрасно известны морякам, не были в достаточной степени оттенены на выставке. Именно в широких массах, вовсе не знакомых с делом, должно было получиться такое впечатление, как будто у нас в России все обстоит благополучно: есть и судостроительные и машиностроительные заводы, прекрасно поставлено военно-морское образование и сделано все возможное для воспитания и обучения нижних чинов; конечно, специалистам прекрасно известно, насколько все это достигнуто в действительности. Выставочный комитет осторожно избегал сопоставлений русских данных хотя бы, например, с английскими или немецкими, чтобы ясно не подчеркнуть того действительно жалкого положения, в котором мы на самом деле находимся.

Недостатком выставки именно с выставочной точки зрения являлось отсутствие помпезной торжественности, которою так удачно умеют поражать зрителя иностранные выставки и которая, вызывая вокруг себя преувеличенный газетный шум, делает материальный успех выставки обеспеченным. Причина этого недостатка торжественности, конечно, тоже чисто русская - наша бедность; и то приходилось удивляться, как это Лига с ее поистине нищенскими средствами могла устроить те декорации, которые можно было видеть, в Манеже. Впрочем, значительную долю материального неуспеха выставки надо отнести еще и к отвратительной погоде, сделавшей в течение 2 месяцев почти что невозможным посещение увеселительного сада при выставке.

Сильное запоздание с открытием, происшедшее главным образом благодаря казенным учреждениям, поздно отправившим свои экспонаты, тоже не содействовало успеху выставки, особенно в самом ее начале, например в середине июля месяца, когда половина казенных витрин еще пустовала: ко 2-й половине августа большинство экспонатов, даже казенных прибыло, хотя Обуховский завод еще 20 августа не кончил сборки выставленных им 6-д[юймовых] орудий. [...]

И на самом деле, на выставке были представлены все 14 перечисленных отделов (кроме, впрочем, воздухоплавания, насколько мы заметили), но далеко не одинаково полно: лучше других были представлены морские двигатели и учебная часть (особенно в технических учебных заведениях Морского ведомства) и различные отрасли промышленности, имеющие отношение к морскому делу; особенно слабо - история флота и рыболовство; последнее, если не считать нескольких витрин консервных фабрик, отсутствовало совершенно, подобно воздухоплаванию. [...]

Первый, ближайший к выходу киоск - Лиги обновления флота, в котором были собраны пока еще малочисленные труды членов Лиги и просто любителей морского дела по вопросам о реформах и желательных нововведениях в русском военно-морском деле. Налево от последнего киоска расположился большой отдел Русского общества пароходства и торговли, выставившего несколько моделей своих грузовых и пассажирских пароходов, изделия мастерских обществ в Одессе и модели больших механизмов, исполненные учениками низшего технического училища, устроенного обществом тоже в Одессе.[...]

Добровольный флот, витрины которого поместились в самой центральной части Манежа, напротив, помимо нескольких моделей и многочисленных фотографий дал и целый ряд других экспонатов, характеризующих условия жизни на судах Добровольного флота и вообще деятельность, этого полуказенного учреждения. Общество, составляя свой отдел для выставки, с особым вниманием разработало те данные, которые рисуют условия перевозки эмигрантов и переселенцев - одна из главных отраслей деятельности флота до постройки Сибирской железной дороги и предполагаемый центр тяжести деятельности общества и случае упрочения и дальнейшего развития американской его линии. Добровольный флот выставил все то, что эмигрант получает в свое распоряжение или пользование с того момента, как он вступает на палубу парохода общества: тут и подвесная или постоянная патентованная койка уборного тина с матрацами, служащими не только для спанья, но и для спасения при кораблекрушении; набрюшники и подушки, служащие для той же цели; все столовое снабжение эмигрантов - миски, чайники, тарелки, ножи, вилки, ложки, шкапики для хранения всей этой посуды; судовые аптеки и все приборы, необходимые для оборудования докторских кабинетов, лазаретов и аптек на судах. Среди других экспонатов общества интересны: пушка очень небольших размеров и совершенно особой конструкции, для передачи с судна, потерпевшего у берегов аварию, на берег тонких спасательных линей, делающих возможным передать затем и более толстые спасательные тросы: стальной 12-весельный спасательный катер, непотопляемый благодаря устроенным вдоль бортов воздушным ящикам и снабженный всем необходимым снабжением и вооружением до последней мелочи; модель патентованного устройства системы Милля для быстрого и удобного спуска на воду спасательных шлюпок на откидывающихся шлюпбалках.

Вдоль среднего прохода, делящего Манеж на две половины, расположились главным образом весьма интересные экспонаты наших крупных судостроительных, машиностроительных, орудийных, броневых и других, имеющих отношение к морскому делу заводов. Первым от входа - с правой стороны расположился отдел Франко-Русского завода: бывшего Берда) в Петербурге, представившего среди других экспонатов таблицу - историческую справку о судах и машинах, построенных на этом заводе, всегда находившемся в самых оживленных сношениях с Морским ведомством: из этой таблицы можно видеть, что завод строил стальные пароходы, правда сравнительно небольшие, и судовые машины довольно значительных размеров еще во время императора Николая Павловича. [...]

Рядом с Франко-Русским отделом поместились экспонаты машиностроительного завода Густава Листа в Москве, единственного, как кажется, завода московского района, исполняющего крупные заказы Морского ведомства на предметы механического снабжения для флота. Давнишнею специальностью Г. Листа являются насосы, и он почти исключительно их и экспонировал на выставке. Помимо чистой и аккуратной работы, которою отличаются насосы Листа, им принадлежит, по сравнению с другими русскими насосными заводами, еще и то большое преимущество, что насосы эти минимальны по весу - одно из главных требований, предъявляемое к механизмам, устанавливаемым на судах, особенно военных. Лист экспонирует также и вполне собранное по патенту члена Морского технического комитета инженера Ильина турбинное устройство для откачивания воды из судов; и этой последней системе, остроумной по идее и очень простой но устройству, сложные электротурбины, служившие для откачки поды и приводившиеся в движение боящимися сырости электромоторами, заменены обыкновенными турбинами, действующими при помощи струи воды, сжатой до давления в 8-12 атмосфер. Если мы не ошибаемся, предложенная г[осподином] Ильиным система уже нашла себе и первое довольно широкое применение на строящихся на Адмиралтейском судостроительном заводе крейсерах Баян и Паллада.[...]

Министерства как самостоятельные единицы выступили в двух отделах: Министерство торговли и промышленности - в отделе портов и положения торгового мореплавания и Морское министерство - в отделе морских карт и инструментов и гигиены и жизни на морских судах. [...]

Экспонаты, рисующие постановку учебного дела высших и низших чинов военного флота, уже находящихся на действительной службе, довольно многочисленны.

Первыми от входа рядом с витринами Путиловского завода расположились - Минный офицерский класс и Минная школа для низших чинов в Кронштадте и Учебно-минный отряд Балтийского флота. Экспонаты последнего возбуждали постоянный интерес публики, так как этим отрядом была представлена мина Уайтхеда образца 1908 г. в разрезе, причем особо назначенный нижний чин давал все необходимые указания, а 2-3 раза в день производил даже все необходимые для снаряжения и пуска мины в ход манипуляции; тем же отрядом был выставлен и собранный минный аппарат работы завода Лесснер; последний завод, несмотря на постоянно получаемые им от Морского ведомства заказы, от участия в выставке, по-видимому, отказался, равно как С.-Петербургский металлический завод, экспонатов которого мы не заметили.

Интереснейшим экспонатом Минного офицерского класса в Кронштадте явилась наглядно представленная история изобретения А.С. Поповым беспроволочного телеграфа, начиная от примитивного типа регистратора гроз и кончая усовершенствованным типом телеграфа образца 1907 г., изготовляемым в настоящее время специальною мастерскою Морского ведомства в Кронштадте. В противоположном конце Манежа, на расстоянии около 150 сажен от экспонатов Минного класса, расположена вторая станция беспроволочного телеграфа, и несколько раз в день комиссаром выставки инженером В.П. Михайловым производятся демонстрации беспроволочной передачи депеш из одного конца Манежа в другой. [...]

Таким образом, можно видеть, что хотя вся выставка и довольно скромно выполнена, далека от исполнения во всей широте задуманной программы, но все же она вполне в состоянии дать хотя бы и не детальный, но всесторонний ответ на важнейшие современные вопросы по военному и торговому морским делам.

Дмитриев Н. Морская выставка в Москве // Морской сборник. 1908. ¦ 10. С.10-112, 115-117, 122, 124, 125.

  • ' Лига обновления флота: отчет о деятельности и Морской выставке 1908 г. СПб., 1910. С.46.
  • '' Там же. С.35.
  • ''' Там же. С.36-45.
  • '''' На документе имеются пометы, что приглашения направлены в С.-Петербургское училище дальнего плавания и судовых механизмов им. Императора Петра 1 (22 марта), Морской технический комитет (3 апреля) и контору Доброфлота в Одессе (4 апреля).
  • ''''' 1 кв. аршин = 0,506 кв.м. Прим. док.
  • '''''' Прикрепление экспонатов непосредственно к стене не допускается. Прим.док.
  • ''''''' Устройство киосков - за счет экспонентов. Строящие киоски обязуются не портить деревья: газон восстанавливается за счет экспонентов. Прим.док.
знак спец предложения Спец. предложение
 
Скидки, распродажа электронагревательного оборудования. Распродажа электронагрева-тельного оборудования.
Системы контроля и удаленного управления электрическим оборудованием. Контролируй и управляй оборудованием из любой точки мира.
от 960 руб.
Электрокаменки ЭКМ, Душка, Сфера, Фавер. Электрокаменки от 3 до 27 кВт. Модели: "ЭКМ" "Сфера" "Душка" "Фавер"
от 7400 руб.
Электрокотел ЭВПМ-12 Электрические котлы "Сангай" и ЭВПМ, ЭВП: 3; 4,8; 6; 7,5; 9; 12; 15; 18; 24; 36; 48; 72 кВт, ступени мощности, терморегулятор,
от 2370 руб.
Электроконвекторы ЭВУБ Электроконвекторы ЭВНБ и ЭВУБ 0,5; 1,0; 1,5; 2,0 кВт, Электропечи ПЭТ и ОВЭ
от 1560 руб.
Электрокалориферы СФО, КЭВ, ЭК Электрокалориферы СФО, КЭВ, ЭК от 3 кВт до 60 кВт, ступени мощности, терморегулятор
от 3950 руб.
Дубовые бочки. Дубовые бочки, изготовленные по всем правилам бондарного искусства, емкостью от 3 до 20л для хранения и доводки напитков.
от 3900 руб.
Измельчитель травы и соломы. Измельчитель травы и соломы.
от 18900 руб.
Измельчитель зерна, стеблей и початков кукурузы, веток Измельчитель зерна, стеблей и початков кукурузы, веток "ИЗ-400М"
от 15700 руб.
Пресс для винограда. Объём - 15 л, ручной Пресс для винограда. Объём - 15 л, ручной
от 7500 руб.