Автомаш предлагает со склада в Москве 
электронагревательное оборудование, минитехнику для ремонта и строительства, тракторы, технику и запчасти МЗКТ, МоАЗ, погрузчики, экскаваторы


Электронная версия журнала от Компании Автомаш

Страницы истории сельхозмашиностроения

       Журнал "Тракторы и сельскохозяйственные машины", 2003 год, № 5
      УДК 631:061.5
      

Сейчас, когда отечественное сельхозмашиностроение уже более десяти лет находится в кризисном состоянии, невольно вспоминаются труднейшие времена Великой Отечественной войны. Тогда отрасль подверглась тяжелейшему разрушению, но потом чудодейственно быстро возродилась. Может быть, мои воспоминания в какой-то мере будут содействовать ее повторному возрождению. Для сведения читателей привожу краткие данные о состоянии отрасли перед войной, потерях в ходе войны и мерах, принятых правительством по ее поддержанию.
       Начало сельхозмашиностроению положено декретом правительства РСФСР "О сельскохозяйственном машиностроении", подписанным В. И. Лениным 1 апреля 1921 г. В 1926 г. организовано серийное производство трактора "Фордзон-Путиловец" на Путиловском заводе, в 1929 г. на Одесском заводе им. Октябрьской революции изготовлен первый образец двухкорпусного плуга к этому трактору, а на заводе "Коммунар" в Запорожье — прицепного моторного зерноуборочного комбайна ЖМ-4,6 с пропускной способностью 2 кг/с. Серийный выпуск этих машин начался в 1929-1930 гг. В 1930— 1931 гг. вошли в строй три крупнейших завода: Сталинградский и Харьковский тракторные и Ростовский сельхозмашин. В 1937 г. СССР вышел на первое место в мире по производству комбайнов — 44 тыс. шт. в год против 29 тыс. шт. в США. В период с 1931 по 1941 г. было выпущено 66 тыс. тракторов.
       Однако уже в первые месяцы войны все крупнейшие заводы отрасли оказались на оккупированной территории, и было принято решение о строительстве тракторного завода на Алтае, куда направлялось оборудование с Харьковского завода. 24 января 1942 г. был собран первый гусеничный трактор АТЗ-НАТИ, а к 20 января 1944 г. изготовлена уже тысяча машин.
       Несмотря на продолжение военных действий, в 1943 г. было принято решение о строительстве двух новых тракторных заводов для выпуска пропашных тракторов: колесного "Универсал" во Владимире и гусеничного КДП-35 в Липецке. В 1944 г. на созданном в Красноярске комбайновом заводе организовано производство комбайнов ЖМ-4,6. В середине того же года, в разгар войны, США посетила правительственная комиссия с целью ознакомления с механизацией сельского хозяйства и закупки лучших образцов техники.
       После освобождения Ростова- на-Дону на "Ростсельмаше" в 1944—1945 гг. освоен серийный выпуск пятикорпусных тракторных плугов и восстановлено производство зерноуборочных комбайнов С-1. В 1947 г. закончена разработка и подготовка к выпуску нового комбайна С-6 с пропускной способностью 4 кг/с. Группе разработчиков присвоено звание Лауреатов Сталинской премии. Затем в 1948 г. был сконструирован, а в 1949 г. поставлен на производство первый отечественный кукурузоуборочный комбайн КУ-2. В этот же период налажен выпуск первой в мире самоходной сенокосилки КС-10 с шириной захвата 10 м.
       В 1941 г. завод "Красная звезда" вынужден был эвакуироваться из Кировограда в Пензенскую обл. Начав с нуля, завод (впоследствии "Белинсксельмаш") к концу войны начал выпускать сеялки. В первые послевоенные годы совместно с ВИСХОМом была создана и поставлена на производство широкозахватная комбинированная зернотравяная сеялка. Завод "Красная звезда" в Кировограде был восстановлен и также приступил к серийному выпуску посевных машин.
       На Люберецком заводе с.-х. машиностроения в 1941 г. предполагалось изготовить опытную партию льнокомбайнов ЛК-7 (20 шт.). Однако война перечеркнула планы, завод стал выпускать оборонную продукцию, а к льнокомбайнам удалось вернуться только в 1946 г. В 1948 г. льнокомбайн ЛК-7 прошел испытания и был принят к производству, а его создатели награждены Сталинской премией.
       В те же годы в ВИСХОМе разработан первый отечественный самоходный зерноуборочный комбайн С-4 с пропускной способностью 2,5 кг/с. Его изготовление началось в первые послевоенные годы одновременно на нескольких заводах (Тульском, Таганрогском, Сызранском и др.). Большая группа разработчиков сельхозмашин удостоена Сталинской премии, среди них М. А. Пустыгин, И. С. Иванов, Л. И. Воробьев, С. А. Васильев, М. Я. Резниченко, А. П. Молчанов.
       Первый свеклоуборочный комбайн выпущен на Люберецком заводе. Его разработку начали еще до войны (1940 г.), положив в основу конструкции теребильный ленточный аппарат льноуборочного комбайна. Однако изготавливать однорядный свеклоуборочный комбайн СПГ-1 начали только в 1948 г. В 1950 г. с конвейера Днепропетровского комбайнового завода сошла более производительная трехрядная машина СКЕМ-3. Вместо ленточного теребильного аппарата в ней применены более надежные цепочно-лапчатые, а также введены раздельные бункеры для корней и ботвы.
       Случались и неудачи, примером которых может служить картофелеуборочный комбайн ККР-2. Широкая эксплуатация этих машин показала их неработоспособность.
       В 1955 г. мне было поручено руководство лабораторией по машинам для уборки картофеля. Московский обком КПСС прикрепил к нам Коломенский тепловозостроительный завод, в содружестве с которым был создан полунавесной картофелеуборочный комбайн КГП-2. Его выпуск начат в 1960 г. В дальнейшем на базе этой машины был создан унифицированный комбайн ККУ-2 "Дружба", поставленный на производство в 1966 г. на специально построенном в Рязани заводе.
       Большим достижением в тракторостроении была разработка первого отечественного дизельного трактора ДТ-54 (ДТ-54А) и организация его производства на АТЗ, СТЗ и ХТЗ. Коллективу его создателей во главе с директором АТЗ В. А. Каргополовым была присуждена Сталинская премия. Этой высокой награды был удостоен и коллектив авторов под руководством И. И. Дронга, разработавший конструкцию универсально-пропашного трактора "Беларусь" МТЗ-2, освоенного в производстве в первые послевоенные годы на заводе-новостройке в Минске.
       Значительный прогресс был достигнут в тракторостроении в 1950 г., когда впервые на пропашных тракторах МТЗ-2, ДТ-24 и ХТЗ-7 вместо металлических колес были применены пневматические, что обеспечило большие преимущества на операциях по возделыванию пропашных культур, а также на транспортных работах.
       Успешное возрождение в послевоенные годы отрасли сельхозмашиностроения позволило в короткий срок значительно увеличить производство машин, поднять их технический уровень и расширить номенклатуру. Уже в 1950 г. выпуск тракторов увеличился в 3,8 раза (по сравнению с 1940 г.), комбайнов в 3,6, тракторных плугов в 3,1, сеялок в 5,5 раза.

       Доктор технических наук Г.Д. ПЕТРОВ


© Автомаш 2006
Компас в Мире Машин и Машиностроения
avtomash.ru
Главная Карта сайта

Журнал
 
Журнал - Тракторы и
сельскохозяйственные машины:

- Страницы истории
- Редколегия, контакты
- Тематика журнала
- Размещение статьи
- Размещение рекламы
- Оформление подписки

- Обзор содержания журнала с 2000 г
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru