Автомаш предлагает со склада в Москве 
электронагревательное оборудование, минитехнику для ремонта и строительства, тракторы, технику и запчасти МЗКТ, МоАЗ, погрузчики, экскаваторы


Электронная версия журнала от Компании Автомаш

Челябинскому НИИ автотракторной техники — 45 лет

       Журнал "Тракторы и сельскохозяйственные машины", 2006 год, № 12
      УДК 629.114.2.002
      Генеральный директор НИИ АТТ заслуженный машиностроитель РФ, проф. В.Н.Бондарь

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР в июле 1961 г. создан Челябинский филиал НАТИ — головной институт в отрасли промышленных тракторов и инженерных машин на их базе. Его основными заказчиками стали: Минтракторосельхоз-маш, Челябинский тракторный завод, Чебоксарский завод промышленных тракторов, Онежский, Павлодарский, Волгоградский и Алтайский тракторные заводы, Челябинский завод строительно-дорожных машин и Ленинградский Кировский завод (К-700). В 1992 г. институт преобразуется в ГосНИИ ПТ, а в 2004 г. — в ОАО "Научно-исследовательский институт автотракторной техники". Ниже раскрыты основные этапы развития института.

1961-1991 гг.

В институте создается собственная лабораторная база и первые пять испытательных стендов для исследования двигателей, гидроагрегатов, сервомеханизмов управления, агрегатов очистки масла и уп-лотнительных устройств. Организуется экспериментальный цех для изготовления опытных сборочных единиц и изделий. Для проведения полигонных испытаний и экспериментальных исследований тракторной техники в 1962 г. создается Уральская научно-исследовательская и испытательная станция (с 1971 г. УралНИИС НАТИ).

В этот период институтом проводились работы по тракторам, выпускаемым ЧТЗ:

  • предварительные и приемочные испытания тракторов ДЭТ-250;
  • отработка систем предпусковой подготовки и пуска тракторов Т-130С (северное исполнение) при низких температурах окружающего воздуха;
  • исследование и доводка системы воздушного охлаждения двигателя 8ДВТ-330 и агрегатов трансмиссии трактора Т-330.
С 1976 г. научные сотрудники института принимали активное участие в освоении производства тракторов Т-ЗЗО на Чебоксарском заводе промышленных тракторов: функциональные исследования, ресурсные и доводочные испытания агрегатов и узлов, а также в целом трактора, входной контроль двигателей 8ДВТ-330 и гидротрансформаторов, поступающих на сборку.

В 1984 г. по инициативе генерального конструктора ГСКБ "Трансдизель" В. И. Бутова — ученика и преемника главного конструктора ГСКБД И. Я. Тра-шутина в институте создается Отдел силовых установок общей техники (ОСУОТ) для проведения работ по оборонной тематике.

В 1985 г. институт совместно с ЧТЗ изготовил три образца радиоуправляемых тракторов Т-130. В дальнейшем они были отправлены с бригадой специалистов на Чернобыльскую АЭС для ликвидации последствий аварии. За участие в этих работах В. Н. Бондарь, В. И. Курченков и М. Г. Чипышев награждены орденами, а В. В. Герцев и 3. X. Рахимов — медалями.

Большую действенную методическую и практическую помощь при формировании научных кадров института, становлении его материальной базы и проведении научных исследований постоянно оказывал головной институт — НАТИ (Н. Н. Маркелов, А. В. Рославцев, Н. А. Щельцын, В. Ф. Платонов, Н. Ф. Чухчин, Г. Г. Колобов, В. А. Ротенберг, А. К. Юшкевич, С. С. Дмитри-ченко, В. Д. Ковригин).

В 1985—1991 гг. проведена фундаментальная модернизация экспериментальной базы ОСУОТ и созданы новые испытательные стенды:

  • уникальная климатическая камера с температурой охлаждения до —60 "С для оценки и доводки пусковых характеристик дизелей в широком диапазоне температур;
  • одноцилиндровые моторные установки ОЦУ В-2 и ОЦУ 2В размерностью 150/180 и 150/160 мм для отработки рабочих процессов в дизелях;
  • стенд для испытания дизель-генераторных установок мощностью до 200 кВт;
  • стенд для ресурсных и ускоренных испытаний мощностью до 700 кВт с программным управлением нагружения двигателей;
  • стенд с аэродинамической установкой для испытания систем и агрегатов охлаждения и смазки двигателей.
В 1988 г. завершились строительство и пуск в эксплуатацию завода экспериментальной техники (в настоящее время ЗАО "ЗЭТ").

В 90-е гг. институтом были разработаны, изготовлены и испытаны два экспериментальных образца трактора кл. 6 Т-6.01 с гидромеханической и гидростатической трансмиссиями, мини-трактор кл. 0,2 для Павлодарского тракторного завода и "Ратрак" — трактор для прокладывания лыжных трасс.

В соответствии с тематическим планом, утвержденным Минтракторосельхозмашем, проводились исследования двигателей ГСКБ "Трансдизель" типа В-2 и 2В, результаты которых использовались Моторным заводом ЧТЗ в процессе доводки и совершенствования выпускаемых двигателей.

1991-2000 гг.

Наступил период рыночной экономики, практически до нуля снизилось бюджетное финансирование. Потребовались новые, востребованные направления деятельности института. К сожалению, многие ведущие специалисты не нашли свое место в новых рыночных условиях. Их труд оказался невостребованным, и они были вынуждены уйти в другие организации (вузы, заводы отрасли, коммерческие предприятия).

В июне 1993 г. вышел Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", в соответствии с которым для проведения работ по сертификации продукции и систем менеджмента качества предприятий тракторной, автомобильной, дорожно-строительной, металлургической, нефтехимической и других отраслей промышленности, а также оборонных предприятий на базе института в 1995 г. создается "Сертификационный центр автотракторной техники" (СЦ АТТ), аккредитованный в качестве:

  • органа по сертификации продукции машиностроения и нефтепродуктов (ОС СЦ АТТ);
  • испытательной лаборатории (ИЛ) на базе лаборатории ГСМ, отдела силовых установок общей техники и отдела испытаний;
  • органа по сертификации систем менеджмента качества (ОС СК СЦ АТТ).
В соответствии с утвержденными нормативными требованиями эти подразделения были существенно переоснащены.

В составе СЦ АТТ работают девять экспертов национальной и международной систем сертификации, а также системы "Военный регистр" Минобороны РФ. Его основные заказчики:

  • машиностроительные предприятия (ООО "ЧТЗ-Уралтрак", ОАО "Челябинские строительно-дорожные машины", ОАО "Автомобильный завод "Урал", ОАО "Уралавтоприцеп", ФГУП "ПО Уралвагонзавод", ОАО "Курганмашзавод", ОАО "Алтайдизель", ОАО "Барнаултрансмаш", ЗАО "Строммашина" и др.). Постоянно проводятся работы по сертификации отечественной машиностроительной продукции, ориентированные на экспорт (Китай, Турция);
  • высшие и средние учебные заведения.
В 1996—1998 гг. на базе лаборатории материалов освоено производство выставочных (в масштабах 1:20 и 1:5) и представительских (в масштабах 1:43 и 1:35) моделей автомобильной, дорожно-строительной и специальной техники. Поставлены на производство модели для:
  • ООО "ЧТЗ-Уралтрак" — базовый трактор Т-10 (1:43), бульдозер Б 10.001E и его модификации (1:43 и 1:20), трубоукладчики ТР12.04.01 и ТР20.01.01 (1:43), погрузчики П4.01.01 и П4.04.01 (1:43), бульдозерно-рыхлительные агрегаты ДЭТ-320 (1:43 и 1:20) и ДЭТ-350 (1:43), трубоукладчик ТГ-402 (1:43), виброкаток ВК 24. 01. 01 (1:43 и 1:20), колесный бульдозер БК-1 (1:43), колесный погрузчик ПК-5 (1:43), спецдвигатели В-92, 2В-06 и 2В-12 (1:5);
  • ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины" — автогрейдеры А-120 и А-120.01 (1:43);
  • ОАО "Автомобильный завод "Урал" — автомобили Урал 532301, Урал 533302 и их модификации (1:43);
  • ФГУП "ПО Уралвагонзавод" - танк Т90С (1:35).
В ноябре 2002 г. по инициативе руководства ЮУрГУ на базе ГосНИИ ПТ создается кафедра ЮУрГУ "Специальные и дорожно-строительные машины" для подготовки дипломированных инженеров по специальностям "Многоцелевые гусеничные и колесные машины", "Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование" и "Управление качеством".

Специалисты института приняли активное участие в издании ЮУрГУ книг:

  • 2003 г. "Мы — с Автотракторного факультета" — посвящена 60-летию Автотракторного факультета ЮУрГУ;
  • 2004 г. "Конструктор Н. Л. Духов и его школа" — к 100-летию со дня рождения главного конструктора Танкограда (г. Челябинск) д-ра техн. наук, члена-корр. АН СССР, трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и пяти Государственных премий, генерал-лейтенанта Николая Леонидовича Духова;
  • 2006 г. "Конструктор танковых дизелей И. Я. Трашутин. Уральская школа двигателестроения" — к 100-летию со дня рождения легендарного конструктора танковых дизелей Ивана Яковлевича Трашутина — главного конструктора ЧТЗ, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий, Почетного гражданина г. Челябинска.
С 2004 г. по настоящее время

В 2004—2005 гг. на базе НИИ АТТ создан Автосервисный центр Челябинского филиала Уз ДЭУ по легковым автомобилям.

В 2006 г. организованы ремонт и обслуживание легковых автомобилей (кузовные работы, покраска, мойка и др.). Переаккредитованы ОС СЦ АТТ и ИЛ с расширением области аккредитации ОС СЦ АТТ в части автомобильных подвижных транспортных средств. В сферу деятельности по сертификации автомобильной техники включаются: ОАО "Автомобильный завод "Урал", ОАО "Уральский завод пожарной техники", ОАО "Уралавтоприцеп", ОАО Завод "Старт", ООО "Спецавтовос-ток" (г. Челябинск).

На основании Постановления Правительства РФ от 12.10.2005 г. № 609 "Об утверждении специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" совместно с ЮУрГУ принято решение об оснащении стендов современным оборудованием для проведения комплексных испытаний автомобильных, тракторных и промышленных двигателей, включая оценку соответствия по содержанию вредных веществ в выхлопных газах автомобильных двигателей правилам ЕЭК ООН № 43 (ЕВРО-2, ЕВРО-3 и ЕВРО-4), тракторных и промышленных двигателей правилам ЕЭК ООН № 96. Подписан контракт на приобретение в Чехии необходимого измерительного комплекса. Появились заказы на проведение таких работ от ООО "ЧТЗ-Уралтрак", ОАО "Алтайдизель", ОАО "Барнаултрансмаш", ОАО "Турбомоторный завод" (г. Екатеринбург).

Значительная работа проделана в институте в части финансирования НИОКР через разные гранты и фонды:

  • Получен грант Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по теме "Развитие и внедрение методов и технических решений по улучшению экологических параметров транспортных средств" (В. Н. Бондарь, А. А. Малоземов, М. А. Казанцев, Л. А. Ашихмина).
  • Идет подготовка к участию в проведении комплекса работ по реабилитации радиоактивно зараженной местности в ПО "Маяк" (г. Озерск, Челябинская обл.). Совместно с ООО "ЧТЗ-Уралтрак" при поддержке Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и за счет грантов международных фондов планируется изготовление бульдозеров с защитой операторов от излучения (В. Н. Бондарь, В. Н. Белоусов, В. И. Раевский).
  • По заказу ряда машиностроительных предприятий исследуется эксплуатационная нагруженность и разрабатываются методы прогнозирования прочностной надежности тяжелонагруженных элементов несущих систем тракторных агрегатов (И. Я. Березин, М. В. Сычугов, Г. М. Изгарев). Результаты исследований будут использоваться для повышения параметров надежности тракторов и инженерных машин на их базе, а также оценки запасов прочности дорожно-строительной техники после проведения капитальных ремонтов. По результатам выполненной работы оформляется заявка на получение патента на изобретение.
Совместно с машиностроительными заводами институт участвует в разработке, модернизации и постановке на производство новых дорожно-строительных и специальных машин: на ЧТЗ — бульдозерно-рыхлитель-ного агрегата ДЭТ-320 с гидромеханической трансмиссией, фронтального колесного погрузчика ПК-46 "Proffi" (главный конструктор В. С. Шахов), танкового двигателя В92С2, на ЧЗСДМ — бульдозеров ДЗ-240С, ТС-10, погрузчиков В138, В160, В125, автогрейдеров Д398В, А-120. В ООО "Автохим" внедряются разработанные в институте и запатентованные охлаждающие жидкости Тосол А40 и Тосол А65.

Залог наших успехов — высокая квалификация сотрудников института, среди которых кандидаты и доктора технических наук, профессора Академии военных наук, заслуженные машиностроители и конструкторы.

Хочу поздравить всех, кто имеет отношение к судьбе института на разных стадиях его развития, с юбилеем и пожелать им здоровья, творческой активности и благополучной жизни. Мы вспоминаем вас добрым словом.



© Автомаш 2006
Компас в Мире Машин и Машиностроения
avtomash.ru
Главная Карта сайта

Журнал
 
Журнал - Тракторы и
сельскохозяйственные машины:

- Страницы истории
- Редколегия, контакты
- Тематика журнала
- Размещение статьи
- Размещение рекламы
- Оформление подписки

- Обзор содержания журнала с 2000 г
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru