Автомаш предлагает со склада в Москве 
электронагревательное оборудование, минитехнику для ремонта и строительства, тракторы, технику и запчасти МЗКТ, МоАЗ, погрузчики, экскаваторы


Электронная версия журнала от Компании Автомаш

Автобусы ПАЗ нового поколения

      Журнал "Автомобильная промышленность", 2006 год, № 9
      УДК 629.114.5
      

Не будет преувеличением сказать, что холдинг "Русские автобусы", включающий наиболее мощные автобусные заводы России — ПАЗ, ЛиАЗ, КАвЗ и ГолАЗ, в последние годы совершил почти невозможное. Объединенная им подотрасль, неважно работавшая в советское время и чуть не развалившаяся в постсоветское, не просто сохранилась, а получила серьезное развитие, заработала как единый организм. Продукция холдинга сегодня — общий модельный ряд, перекрывающий все существующие потребительские ниши. Даже во внешнем виде автобусов разных изготовителей, объединенных холдингом, прослеживаются теперь элементы одного фирменного стиля. Между тем специализация заводов остается довольно четкой, и их продукция сохраняет индивидуальное лицо.

Фактически лидером среди предприятий холдинга является Павловский автобусный завод. В его активе — автобусы четырех семейств малого и среднего классов.

Продолжается выпуск популярной модели ПАЗ-3205, претерпевшей серьезную модернизацию. На ее базе здесь изготовляют ряд модификаций и комплектаций различного назначения, в числе которых бензиновые и дизельные, грузопасажир-ские, удлиненные, полноприводные и др. Характеристики двух из них приведены в таблицах для сравнения. Эти модели востребованы и будут производиться до тех пор, пока на них будет спрос. Однако сегодня потребитель имеет возможность выбрать и более современные ПАЗы.

Так, в среднем, новом для ПАЗа, классе выпускаются четыре автобуса семейства "Аврора" (см. табл. 1). Это ПАЗ-4230-01, ПАЗ-4230-02 для пригородного и местного сообщения, городской ПАЗ-4230-03, а также длиннобазный междугородний ПАЗ-4238, сборка которого организована на КАвЗе. Все автобусы семейства имеют заднемоторную компоновку. Основной двигатель — дизель ММЗ-245.9 мощностью 100 кВт (136 л. с.), развивающий крутящий момент 460 Н•М (46,9 кгс • м) и удовлетворяющий нормам "Евро-2". На длиннобазном варианте устанавливают шестицилиндровый дизель фирмы "Камминз" В 180 20 (мощность — 132 кВт, или 180 л. с.; крутящий момент — 650 Н • м, или 66,3 кгс • м; "Евро-2").

Таблица 1

---------------------------------------------------------------------------
    Показатели                     Автобусы ПАЗ среднего класса
                       ----------------------------------------------------
                        4230-01     4230-02     4230-03     4238     4234*
---------------------------------------------------------------------------

Назначение             Пригород-    Между-   Городской   Между   Городской,
                           ный     городный            городный пригородный

Габаритные размеры, мм:
   длина                   8370      8370         8370      9610      8165
   ширина                  2500      2500         2500      2500      2500
   высота                  2995      2995         2995      2995      2960
База, мм                   3600      3600         3600      4840      4345
Угол въезда, град.           10        10           10        10        25
Угол съезда, град.            9         9            9        10        13

Масса, кг:
   снаряженная             7070      7110         6920      7820      5860
   полная                 11040     10940        10975     10470      9485
Высота салона, мм          1960      1960         1960      1980      1962
 
Пассажирские двери:
   число                      2         2            2         2         2
   ширина проемов           650       650          726     830 и 770   725
Число мест:
   посадочных                31        29           27       35-37      30
   общее                     54        54           56                  50

Двигатель:
   тип,                                          Дизель
   число цилиндров            4         4            4         6         4
   модель                           MM3-24S.9            Камминз  ММЗ-245.9
                                                        В 180 20
   рабочий объем, л                   4,75                   5,9      4,75
   мощность, 
кВт (л.с.)/                         100(136)/          132(180)/  100(136)/
при частоте, мин-1                    2400                  2500      2400
   крутящий момент, 
Н • м (кгс • м)/                  460(46,91/          650(66,3)/ 460(46,91/
при частоте, мин-1                    1400                  1500      1400

Расположение силового 
агрегата                             Сзади, продольно              Спереди,
                                                                  продольно
Объем топливного 
бака, л                     105       105          105       105       105
Эксплуатационный расход 
топлива, л/100 км            25        25           25        24        25
Максимальная 
скорость, км/ч               90        90           90       110        90
Ресурс кузова, лет            8         8            8        10

* Длиннобазная модификация ПАЗ-3205
---------------------------------------------------------------------------
Все три модификации ПАЗ-4230 комплектуются пятиступенчатой коробкой передач ПАЗ-3206-70 (СААЗ), которая используется сейчас и на автобусах старого семейства, а на длиннобазном ПАЗ-4238 устанавливают коробку передач КамАЗ-141, "Цанрадфабрик" S6-85, либо автоматическую ГМП "Аллиссон-2000".

Ведущие мосты на автобусах семейства "Аврора" — производства РЗАА. Рулевое управление, как и на прежних моделях, — с гидроусилителем, заимствовано от автомобиля МАЗ-64229. Тормоза — пневматические, двухконтурные (по осям), оснащены антиблокировочной системой. Тормозные механизмы — барабанные. Приводом стояночного тормоза служат пружинные энергоаккумуляторы.

Автобусы семейства "Аврора" успели хорошо себя зарекомендовать в эксплуатации в Нижнем Новгороде и других регионах России. Фактически они заменили на маршрутах изношенные ЛАЗы, к которым весьма близки по основным показателям.

В классе малых автобусов (табл. 2) особое место занимает низкопольная модель ПАЗ-3237. Она предназначена для работы в мегаполисах и, по замыслу маркетологов холдинга "Русские автобусы", должна дополнять большой низкополь-ный ЛиАЗ-5292. поэтому их кузова не просто имеют определенное сходство, а унифицированы по кузовным элементам и оборудованию. Низкопольный ПАЗ выпускается на базе агрегатов и узлов в основном зарубежного производства: дизель "Камминз" В 39 1400 CIV-1 с автоматической ГМП "Аллис-сон-2000", ведущий мост "Раба" A-360, рулевой механизм с гидроусилителем CSA-300.92, дисковые тормозные механизмы всех колес "Кнор-Бремзе" и др.

ПАЗ-3237 имеет длину 7,9 м, то есть короче ЛиАЗ-5292 на 4,1 м; его радиус поворота — 8,5 м (на 3 м меньше), полная масса — 9,8 м (почти вдвое меньше). Таким образом, он обладает очевидными преимуществами при работе на тесных улицах центральной части крупного города, что подтверждает и опыт эксплуатации данной модели в центре Москвы.

Таблица 2

---------------------------------------------------------------------------
    Показатели                     Автобусы ПАЗ малого класса
                       ----------------------------------------------------
                           3237      3203       3204     ПАЗ-Валдай  32053
---------------------------------------------------------------------------
 
Назначение       Городской  Пригородный,  Городской Городской  Пригородный,
              низкопольный  городской                           городской

Габаритные размеры, мы:
   длина                   7885      6960         7600      6960      6925
   ширина                  2505      2410         2410      2410      2500
   высота                  2820      2880         2880      2930      2960
База, мм                   3650      3800         3800      3600      3600
Масса, кг
   снаряженная             6000      4705         5055      5425      5170
   полная                  9820      7705         8825      8130      8155
Высота салона, мм          1980      1980         1980      1980      1962
Пассажирские двери:
   число                      2         1*           2         1*        1*
   ширина проемов       760 и 1240    680          680       680       725
Число мест:
   посадочных                16        23           18        23        25
   общее                     55        37           52        37        41
Двигатель:
   тип                    Дизель     Еензо-    Дизель    Дизель  Бензиновый
                                     газовый,
   число цилиндров            4        V8            4         4        V8
   модель              Камминз  ЗМЗ-5234.10  Камминз  ММЗ-245.7 ЗМЗ-5234.10
                      В 3.9 140 CIV1       В 3.9 140 СIV1		
   рабочий объем, л        3,92      4,67         3,92      4,75      4,67
   мощность, 
кВт (л,с.)/             104(140)  92(125)/  104(140)  86,2(116,5)/ 96(130)/
при частоте, мин-1                   3200**                 2400      3200
   крутящий момент,
Н • м (кгс • м)/         502(51/  305(31,1)/  502(51)/  413(42,1)/ 314(32)/
при частите, мин-1        1500       2250      1500         1500      2250

Расположение силового
агрегата                  Сзади,             Спереди, продольно 
                        продольно	
Объем топливного бака, л    140     105/115         95       105       105
Расход топлива, л/ 100 км    18      29,7         16,3      13,5      20,5
Максимальная скорость, км/ч  80        85           95        94        90
Ресурс кузова, лет            8				

* Справа, в заднем свесе — дополнительная аварийная дверь.
** При работе на сжиженном пропан-бутане.
---------------------------------------------------------------------------
Наконец, четвертое семейство — автобусы, разработанные в качестве преемника семейства ПАЗ-3205. Это ПАЗ-3203 с одной пассажирской дверью и ПАЗ-3204 — с двумя, а также опытный городской автобус "ПАЗ-Валдай". Данные модели имеют традиционную для ПАЗа компоновку: двигатель расположен спереди, продольно; ведущие колеса — задние. ПАЗ-3203 в базовом варианте комплектуется карбюраторным бензо-газовым V-образным восьмицилиндровым двигателем ЗMЗ-5234 и четырехступенчатой коробкой передач ГАЗ-3307; ПАЗ-3204 — дизелем "Камминз" мод. В 3.9 140 CIV-1 с пятиступенчатой коробкой передач S5-42 фирмы "Цанрадфабрик". На обеих моделях применены ведущие мосты "Раба-360.80" и рулевые механизмы CSA-300.92. Тормоза — пневматические, дисковые, с АБС.

Автобус-прототип "ПАЗ-Валдай" по размерам и общей компоновке близок к "однодверному" ПАЗ-3203, но построен на более дешевых отечественных агрегатах — от автомобиля ГАЗ-3310 "Валдай". В результате при той же пассажировмес-тимости он получился несколько выше и тяжелее, однако по расходу топлива оказался лучшим, в чем, очевидно, главная заслуга принадлежит дизелю ММЗ Д-245.7).

Как показывает опыт последних лет, отечественным потребителям нужны автобусы очень разные по своей комплектации, поэтому модели этого семейства будут органично дополнять друг друга. Однако полностью заменить ПАЗ-3105 во всех климатических и дорожных условиях они явно не смогут.

Р.К. Москвин, С.В. Козырь



© Автомаш 2006
Компас в Мире Машин и Машиностроения
avtomash.ru
Главная Карта сайта

Журнал
 
Журнал - Автомобильная промышленность:

- Страницы истории
- Редколегия, контакты
- Тематика журнала
- Размещение статьи
- Размещение рекламы
- Оформление подписки

- Обзор содержания журнала с 2002 г
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru