ОАО "Костромской завод "Мотордеталь"
Ведущее предприятие по производству цилиндропоршневой группы в
России и СНГ.
Единственный производитель всех деталей ЦПГ в России и СНГ.
Поставщик большинства моторостроительных конвейеров России и СНГ.
Российский партнер международного концерна "Federal Mogul"
Мы производим все четыре компонента: гильзу цилиндра, поршень,
поршневые кольца и поршневой палец.
- Гильзы производятся методом центробежного литья и отличаются
повышенной прочностью.
- Поршневые пальцы проходят специальную термическую обработку и
сохраняют точность геометрических параметров в течение всего срока
эксплуатации двигателя.
- Поршневые кольца - производятся из заготовок на оборудовании и по
технологии Goetze, обладают высокой износостойкостью. Уникальная
технология обеспечивает плотное прилегание рабочей поверхности колец
к цилиндру, оптимальное распределение масла, значительно сокращает
процесс приработки.
Идеальная совместимость деталей, единая конструкторская документация,
оптимальный подбор износостойких материалов значительно
сокращает период приработки, улучшает характеристики двигателя.
Продукция завода служит в полтора раза дольше среднего, оригинальная
конструкция поршневых колец снижает расход масла на угар до 20 %.
В ассортименте завода более 50 наименований изделий.
Сертификат Системы контроля качества.
Продукция имеет фирменную упаковку и защищена от подделки
голограммой.
В конце 2000 года завод "Мотордеталь" отпраздновал несколько
значительных событий, ставших своеобразными вехами в истории предприятия:
25-летие выпуска первого поршня и первых плавок в литейных цехах.
В начале ноября 1975 года в канун годовщины Октябрьской революции, на
новейшей американской линии были отлиты первые поршни для двигателей ЗМЗ.
С самого начала руководство завода сделало ставку на профессионализм
работников и качество выпускаемой продукции. Все специалисты, занятые на
монтаже оборудования, получили основательную подготовку на заводах
Ярославля и Тольятти. Эти люди и сегодня составляют костяк коллектива
завода "Мотордеталь", поддерживая производительность имеющегося
оборудования, постоянно внедряя новые технологии.
Одновременно с запуском американской линии шла подготовка к
производству гильз КамАЗ-740. С этой целью было закуплено немецкое
плавильное оборудование и французское литейное. К тому же завод приобрел
итальянское оборудование для производства поршней.
Для размещения новых производственных линий требовалась постройка
целого литейного корпуса. И тогда в отделе главного металлурга появилась
идея временного размещения оборудования в одном из пролетов литейного
цеха.
Между двумя цехами началось острое соперничество за право первыми
выпустить продукцию. Что раньше: поршень или гильза? Для монтажа
оборудования были приглашены иностранные специалисты. Работы шли по 20
часов в сутки. Победителями оказались рабочие цеха поршней. 25 ноября 1975
года родился первый газовский поршень. Отливка первых гильз состоялась 27
ноября.
Именно в 70-е годы закладывались традиции, позволившие Костромскому
заводу "Мотордеталь" стать одним из лидеров отрасли. С тех пор коллективом
проделана огромная работа по освоению и выпуску деталей ЦПГ для широкой
гаммы автомобильных и тракторных двигателей. Благодаря постоянному
техническому совершенствованию, ОАО "Мотордеталь" сегодня стал крупнейшим
в России и СНГ производителем поршневых групп.
Начало
Строительство завода "Мотордеталь" началось в восьмой пятилетке. 13
июля 1967 года был издан приказ министра автомобильной промышленности №
207 "О создании дирекции вновь строящегося Костромского завода гильз,
поршней и поршневых пальцев". Летом 1967 года на промплощадке будущего
завода начались изыскательные работы. Они выполнены работниками
Верхне-Волжского треста инженерно-строительных изысканий (г. Ярославль). В
сентябре вся документация по результатам изысканий была передана ОКСу
завода.
В марте 1969 года министр автомобильной промышленности А.М. Тарасов
утвердил проектное задание на строительство 1-й очереди завода. Сюда
входили корпус вспомогательных цехов, котельная с мазутохранилищем,
главная электроподстанция, общественно-бытовой блок учебного комбината и
другие - были сданы в промышленную эксплуатацию в январе 1973 года. Всего
на строительстве первого пускового комплекса было освоено 11 млн 650 тыс
рублей.
Большую помощь в строительстве завода оказала молодежь области. В июне
1972 года стройка была объявлена ударной комсомольской. "Прошу направить
на ударную стройку" - с такими заявлениями приходили в горком и райкомы
комсомола юноши и девушки. В июле-августе по комсомольским путевкам из
различных районов области приехали на "Мотордеталь" первые добровольцы. В
строительстве завода участвовали также сводные студенческие отряды из
Литвы и Латвии.
С вводом в эксплуатацию КВЦ там были размещены цехи: инструментальный,
монтажный, ремонтно-механи-ческий, цех автоматизации, а также ряд служб и
участков. Завод начал выпускать продукцию: нестандартизированное
оборудование, инструмент, оснастку для собственных нужд и предприятий
отрасли.
Года 1975-1997
Год 1975 в истории завода знаменателен тем, что в январе его коллектив
приступил к выпуску основной продукции. Первоначально это были заготовки
поршневых пальцев для Ульяновского моторного завода. В июле 1975 года
коллектив цеха поршней и поршневых пальцев выдал миллонную заготовку
поршневого пальца. Впервые в стране заводчане освоили выпуск заготовок
поршневых пальцев новым прогрессивным методом - холодного выдавливания на
прессах взамен обработки резанием.
В октябре 1975 года была выдана первая промышленная партия готовых пальцев,
а в ноябре получены первые поршни на автоматической линии. Их стали
поставлять Заволжскому моторному заводу. До конца 1975 года для заводов
отрасли выпустили 2 млн. 28 тыс заготовок поршневых пальцев, 121 тыс
обработанных пальцев и 130 тысяч поршней. Это был первый вклад коллектива
завода в развитие автомобильной промышленности страны.
Крупным событием для завода явилась сдача в эксплуатацию второго
пускового комплекса. Он включал в себя литейный цех гильз (1-я очередь)
мощностью 45 тыс тонн чугунного литья в год, энергоблок с градирней,
дополнительный трансформатор на подстанции, сети водопровода канализации,
автодороги, железнодорожные пути и др.
27 ноября 1975 года была произведена первая плавка чугуна и отлита
первая гильза КамАЗ-740. В честь этого события на заводе состоялся митинг,
в котором участвовали работники завода, представители администрации,
строители. Были отлиты специальная медаль и памятная плита с надписью о
времени первой плавки чугуна. Увенчался успехом напряженный труд большого
коллектива строителей и монтажников.
На площадях литейного цеха гильз временно организовали литейный цех
поршней, что позволило наладить выпуск отливок поршней ЗМЗ-53 и КамАЗ-740.
Первая отливка поршня ЗМЗ-53 была получена 25 ноября 1975 года. Тем самым
сделан первый шаг в обеспечении линии собственными отливками поршней.
Таким образом, 1976 год открыл новый этап в жизни завода - этап массового
производства всех видов основной продукции гильз цилиндров, поршней и
поршневых пальцев. В 1976 году производство товарной продукции на заводе
достигло 14 млн 367 тыс.руб , и две трети ее приходилось на детали
цилиндро-поршневой группы.
Важнейшее значение для завода имел ввод в конце 1978 года первой
очереди механического корпуса площадью 30 тыс.кв.м. В предпусковой период
широким фронтом велись монтаж и пусконаладочные работы на новых
производственных площадях. Вместе со специалистами заводов и фирм -
поставщиков оборудования - ответственные задания по его наладке выполняли
около 140 специалистов завода. В их числе - А.А.Морозов, Ю.И.Скилов,
В.И.Лядухин, В.М.Черняновский, Б.П.Кондратьев, А.Д.Галкин, С.А.Душников,
В.И.Хахалин, В.П.Герасимов, А.П.Шалыгин и многие другие.
В ноябре 1978 года были закончены монтажные pa6oты на автоматических
линиях по производству поршневых пальцев ЗМЗ-21 и обработана в наладочном
режиме первая тысяча пальцев.
В литейном цехе гильз вели монтаж уникальной автоматической линии по
производству гильз ГАЗ-66 производительностью 1 млн. 250 тыс. штук в год.