ПО "Минский тракторный завод"
Производственное объединение “Минский тракторный
завод” было основано 29 мая 1946 года. За более чем
полувековую историю своего существования завод превратился в одного
из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на
котором работает почти 20000 человек.
В настоящее время в мире насчитывается 100 производителей
тракторов.Однако лишь 8 из них обеспечивают 96% общего объема
мирового рынка сбыта этой техники и Минский тракторный завод входит
в их число.
ПО МТЗ разрабатывает, изготавливает и экспортирует колесные
тракторы , запасные части, организует на лицензионной основе их
производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса.
В настоящее время Минский тракторный завод ведет активную
деятельность на рынках более чем 60 государств в различных уголках
планеты.
На протяжении ряда лет завод сохраняет за собой долю в 8-10% от
мирового рынка колесных тракторов, находясь в десятке крупнейших
мировых производителей.
Несмотря на то, что конъюнктура мирового рынка в 1998-1999 годах
характеризовалась значительным снижением продаж, МТЗ сохранил свои
позиции среди самых крупных экспортеров тракторов как на рынках
стран СНГ, так на крупнейших мировых рынках.
В 1999 году мы изготовили 57,7% от всех тракторов, изготовленных странами СНГ.
История развития тракторов "Беларусь"
Ведущая роль в интенсификации сельскохозяйственного производства, в повышении уровня его
механизации принадлежит тракторам, и в первую очередь наиболее массовым-универсально-пропашным
колесным.
Минский тракторный завод является основным предприятием в стране по созданию и производству
универсально-пропашных тракторов. Тракторы "Беларусь" в агрегате с навесными, полунавесными
и прицепными машинами (их более трехсот наименований) используют в сельском хозяйстве при
возделывании и уборке пропашных культур (кукурузы, картофеля, сахарной свеклы, подсолнечника),
на работах общего назначения, а также на транспортных, погрузочно-разгрузочных и других
работах. Области применения тракторов "Беларусь" постоянно расширяются. На основе унификации
созданы, выпускаются и готовятся к производству модификации специального назначения: для
возделывания хлопка и риса, овощебахчевых культур; для горного земледелия; с реверсивным
управлением для работы с широкозахватными жатками; гусеничные для возделывания сахарной
свеклы и винограда. Кроме того, на базе тракторов "Беларусь" изготовляют хлопкоуборочные
машины, комбайны для уборки сахарной и кормовой свеклы, экскаваторы, погрузчики.
Унификация колесных модификаций между собой составляет 84... 98%, гусеничных с
колесными - 60... 65%. В результате на машины различного назначения устанавливают
одни и те же двигатели, водяной и масляный радиаторы, глушитель двигателя, сцепление,
коробку передач, ведущие мосты, валы отбора мощности, гидронавесную систему,
электрооборудование, кабину, сиденье и др. Это упрощает эксплуатацию, облегчает снабжение
запасными частями и ремонт.
Высокие технико-экономические показатели тракторов "Беларусь" в сочетании с их надежностью
и безопасностью обусловили широкий спрос на них не только в нашей стране, но и за рубежом:
более чем в 80 странах мира, в том числе в Великобритании, Франции, США, Канаде, ФРГ, Италии,
Швеции и др.
Производство тракторов "Беларусь" начато в 1953 г. с модели МТЗ-2, в 1972 г. выпущен
миллионный, а в 1984 г.- двухмиллионный трактор марки "Беларусь".
В истории развития тракторов "Беларусь" можно выделить три периода.
1953...1963 годы. Трактор МТЗ-2 - первый массовый отечественный колесный
универсально-пропашной трактор на пневматических шинах. Мощность двигателя 27,2 кВт
(37 л. с.), конструктивная масса трактора 3250 кг, максимальная скорость 3,78 м/с
(13 км/ч), число передач переднего хода 5, заднего - 1, удельный расход топлива
299,2 г/(кВт-ч). Трактор не был оснащен кабиной. С ним агрегатировали не более 20 машин.
В процессе совершенствования трактора повышали его мощность, скорость и производительность,
улучшали условия труда, расширяли шлейф машин и сферы применения. В результате модернизации
создана серия "5" тракторов "Беларусь": базовая модель МТЗ-5 и модификации МТЗ-5К, МТЗ-5Л,
МТЗ-5М, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, а также трактор МТЗ-7 со всеми ведущими колесами. Передний ведущий
мост трактора МТЗ-7 заимствован у автомобиля ГАЗ-63. Недостаточный агротехнический и дорожный
просвет под рукавами и центральной частью переднего моста, узкий диапазон регулировки колеи
ограничивали возможности применения этого трактора в качестве пропашного.
Дальнейшая модернизация тракторов серии "5" не позволяла достигнуть технико-экономических
показателей мирового уровня, что обусловило необходимость разработки новой серии тракторов
"Беларусь", т. е. создания новой базовой модели.
1963...1974 годы. Базовая модель-трактор МТЗ-50. Мощность двигателя 36,76 кВт (50 л. с.),
конструктивная масса трактора 2650 кг, максимальная скорость 7,23 м/с (26 км/ч), число
передач переднего хода 9, заднего-2, удель-рый расход топлива 265,2 г/(кВт-ч). На тракторе
установлены цельнометаллическая кабина, гидроусилитель рулевого управления, гидродогружатель
задних колес, независимый и синхронный привод вала отбора мощности (ВОМ). Число агрегатируемых
машин превысило 160.
На базе трактора МТЗ-50 созданы и внедрены в производство модификации: с передним ведущим
мостом портального типа - МТЗ-52, хлопководческая - МТЗ-50Х, гусеничные - Т-54В и Т-54С для
возделывания винограда и сахарной свеклы.
1974...1985 годы. В 1974 г. при параллельном выпуске трактора МТЗ-50 начат переход на новую
базовую модель МТЗ-80, созданную в результате коренной модернизации трактора МТЗ-50 с целью
повышения технического уровня и конкурентоспособности.
Трактор МТЗ-80 оборудован более комфортабельной кабиной с жестким каркасом безопасности,
системой подогрева и охлаждения воздуха, регулируемым по росту и весу водителя сиденьем,
электрическим стеклоочистителем. Усовершенствована рулевая колонка, которую можно регулировать
по высоте и откидывать для удобства входа и выхода из кабины. Предусмотрена комплектация
трактора термосом, аптечкой, огнетушителем.
В коробку передач введен дополнительный редуктор, удвоивший число передач, дифференциал
заднего моста оснащен автоматической блокировкой, задний ВОМ выполнен двухскоростным.
Гидросистема дополнена механизмами для силового и позиционного регулирования глубины хода
рабочих органов почвообрабатывающих машин. На трактор установлена универсальная пневмосистема
для привода тормозов прицепов и накачки шин. В приводе переднего моста применены
предохранительная муфта и механизм отключения межосевой муфты свободного хода. Тракторы МТЗ-80 укомплектованы шинами увеличенных типоразмеров.
Несмотря на значительные изменения конструкции, большинство сборочных единиц и деталей
взаимозаменяемы. Унификация достигла 70%. Число наименований агрегатируемых машин
доведено до 300.
Трактор МТЗ-80 первым из советских тракторов успешно прошел испытания в международном
испытательном центре штата Небраска (США).
Подтверждением высокого технического уровня и качества тракторов "Беларусь" является
присвоение всем основным моделям государственного Знака качества и присуждение им восьми
золотых медалей на различных международных выставках и ярмарках.
На базе трактора МТЗ-80 выпускают модификации: пропашную с передним ведущим мостом -
МТЗ-82 с 1976 г.; хлопководческую - МТЗ-80Х (с 1976 г.); с небольшим дорожным просветом
для горного земледелия - МТЗ-82Н (с 1979 г.); рисоводческую - МТЗ-82Р (с 1984 г.).
Кишиневский тракторный завод выпускает гусеничную модификацию Т-70С для возделывания
сахарной свеклы. Созданы и подготовлены к выпуску следующие модификации: крутосклонная -
МТЗ-82К; с реверсивным управлением - МТЗ-80В и МТЗ-82В; хлопководческая - МТЗ-80Х2 для
междурядий шириной 60 см; овощебахчевая - МТЗ-82Т; гусеничная для возделывания винограда - Т-70В.
Трактор МТЗ-80 и его модификации непрерывно совершенствуют, внедряя новую повышенной
комфортабельности кабину, коробку передач с переключением без разрыва потока мощности,
гидрообъемное рулевое управление и т. п.
Разнообразие возделываемых культур и почвенно-климатических зон, в которых эксплуатируют
тракторы "Беларусь", предопределило различный уровень энергонасыщенности. В связи с этим в
1985 г. начат выпуск тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 с двигателем мощностью 73,5 кВт (100 л. с.).
Создаются также их модификации для возделывания хлопка и риса. Разработана конструкция трактора
класса 2,0 с двигателем мощностью 110 кВт.
Совершенствование конструкции трактора сопровождается ее усложнением и требует от
механизаторов глубокого знания машины и умения квалифицированно использовать ее
возможности. От этого во многом зависят надежная и производительная работа трактора и
ее конечный результат. Опыт и достижения передовых механизаторов показывают, какими
резервами располагают наши хозяйства в повышении производительности труда при умелом
использовании техники.