РУП "Минский завод колесных тягачей"
В послевоенные годы в Советском Союзе была
поставлена задача - создать для вооруженных сил
специализированную автомобильную технику, в
которой были бы заложены возросшие специфические
требования современной армии, в том числе такие,
как значительная динамика транспортных средств,
большая грузоподъемность и проходимость при
высокой надежности.
Для решения этой задачи
постановлением Совета Министров СССР от 25 июня
1954 года №1258-563 на Минском автомобильном
заводе было создано специальное конструкторское
бюро по разработке совершенно нового
оригинального типажа многоосных автомобилей
высокой проходимости для нужд обороны страны. И
уже через два года из ворот экспериментального
цеха выехал необычный для того времени
автомобиль тягач МАЗ-535, с колесной формулой 8х8.
Следующей моделью нового типа стал седельный тягач
МАЗ-537, с колесной формулой 8х8. Автопоезда, в
состав которых входили седельный тягач МАЗ-537 и
полуприцепы 5247 и 796, предназначались для
транспортировки гусеничной техники. Впоследствии
эти автопоезда нашли широкое применение и в
народном хозяйстве для перевозки экскаваторов,
кранов на гусеничном ходу, тяжеловесных станков,
бурового оборудования и т.д.
С целью специализации
серийного выпуска многоосных автомобилей на
Минском автомобильном заводе 29 марта 1959 года
было организовано новое подразделение
Производство специальных колесных тягачей,
которое и положило начало будущему заводу.
В конструкторском бюро спецпроизводства была
разработана конструкция и освоено производство
нового колесного шасси - МАЗ-543 и его
модификации. Они предназначались под монтаж
различных типов ракетного вооружения и другого
военного оборудования.

С созданием этой техники бала сделана
научно-техническая революция в отечественном
автомобилестроении. Гидромеханическая
трансмиссия, торсионная подвеска,
централизованное регулирование давление воздуха
в шинах, полностью дифференциальная система
силового привода, оригинальная конструкция рамы,
необычное рулевое управление и многое другое
раньше не применялось в советских автомобилях.
Интересной особенностью колесного шасси МАЗ-543
стала установка на нем двух кабин,
изготавливаемых не из металла, а из
стеклопластика на основе эпоксидной смолы. Такая
конструкция кабины была освоена на производстве
впервые в стране, Колесные шасси 543, 543М, 543А
по проходимости не уступают гусеничным машинам и
могут успешно выполнять боевое задание в самых
тяжелых условиях бездорожья.

Проведенные
многочисленные испытания и реальная эксплуатация
в различных климатических дорожных условиях
показали прекрасные динамические качества и
высокую надежность этой автомобильной техники.
Поэтому неудивительно, что изделия этого типа до
сих пор пользуются спросом не только в России,
но и в странах дальнего зарубежья.
Завод успешно справился с заданием - по созданию
шестиосного колесного шасси МАЗ-547,
предназначенного так же для монтажа специального
военного оборудования. Приобретенный богатый
опыт создания подобных машин позволил заводу в
короткий срок разработать и освоить производство
семиосных колесных шасси МАЗ-7912 и МАЗ-7917.
В 1991 году на
базе существующих мощностей производства
специальных колесных тягачей Минского
автомобильного завода был основан Минский завод
колесных тягачей. На протяжении многих лет
он являлся важным научно-техническим и
производственным объектом военно-промышленного
комплекса бывшего СССР. Сегодня в результате
проведенной конверсии во многом изменилось
направление деятельности предприятия.
Среди
выпускаемой продукции все большее место занимает
автомобильная техника для различных отраслей
промышленности и строительства.
Сегодняшняя
продукция МЗКТ - это не только полноприводные
многоосные автомобили многоцелевого назначения,
но и специальные шасси под монтаж различного
оборудования: для обслуживания и ремонта
нефтяных и газовых скважин, кранового и
экскаваторного, пожарной техники и так далее.
Предприятие обладает высоким экономическим и техническим
потенциалом, позволяющим выпускать
конкурентоспособную продукцию высокого качества.
Конструкторское бюро, в котором трудятся доктора
и кандидаты наук, располагает системами
автоматизированного проектирования, современной
исследовательской и экспериментальной базой.
Сотрудничество с такими известными фирмами, как
Diamler Benz, Deutz, Detroit Diesel,
Zahnradfabrik, ITAG и другими, позволяет
конкурировать с ведущими иностранными
производителями не только в СНГ, но и далеко за
его пределами. По требованию заказчика, исходя
из его запросов, применяются в изготовляемой по
его заказам технике силовые агрегаты и
многочисленные комплектующие различных
зарубежных фирм. Во всей выпускаемой продукции
строго контролируется соблюдение стандартов,
технологии, качество изготовления. Принцип
высокой ответственности за качество был и
остается для предприятия важнейшим.
В настоящее время предприятием освоен серийный выпуск
семейство автомобилей под торговой маркой
"ВОЛАТ" (Богатырь). Основными направлениями УП
"МЗКТ" по созданию транспортных средств большой
грузоподъемности являются:
- изготовление седельных
тягачей (с колесной формулой 8х8, 8х4, 6х6) для
транспортировки полуприцепов грузоподъемностью
50 ... 80т. различного назначения;
- изготовление
автомобилей-самосвалов грузоподъемностью до 27т.
(с колесной формулой 8х8, 8х4, 6х6), в том числе
и с боковой разгрузкой;
- изготовление специальных
шасси (с колесной формулой 12х12, 12х6, 8х8,
8х4, 6х6) под монтаж оборудования для
обслуживания и ремонта нефтяных и газовых
скважин, кранового, с грузоподъемностью на крюке
25 ... 160т., пожарного и другого
технологического оборудования;
- создание семейства
прицепной и полуприцепной техники
грузоподъемностью 20 ... 100т. различного
назначения.