Логотип сайта Автомаш Компас в Мире Машин и
Машиностроения
avtomash.ru
 
Главная Магазин Каталоги Библиотека Выставки Ссылки Реклама Карта сайта О Проекте
 
 
 
Знак меню Разделы сайта
знак статистики Статистика

Rambler's Top100 Rambler's Top100

???????@Mail.ru


Творцы бронетанковой техники*

Сформировавшись в 1932 г., пройдя сложности становления, героические дни Сталинградской битвы, тяжелые послевоенные годы, военное производство Волгоградского тракторного завода подтвердило свою жизнеспособность и уникальность. Более 30 лет ВгТЗ является основным разработчиком и изготовителем машин для воздушно-десантных войск.

За годы напряженной работы сформировался сплоченный коллектив высококвалифицированных специалистов, создана производственная база, накоплен огромный опыт в создании уникальной техники, отработаны методы ее модернизации и ремонта. Трудовые достижения сотрудников неоднократно отмечались высокими правительственными наградами, государственными премиями СССР и России.

В 2002 г. производство продукции военного назначения ВгТЗ преобразовано в ООО "Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ", коллектив которой продолжает успешно решать важную государственную задачу по созданию и выпуску перспективной боевой техники для воздушно-десантных войск и других мобильных сил.

История развития отечественного танкостроения неразрывно связана со Сталинградским-Волгоградским тракторным заводом. Начало танкового производства на ВгТЗ относится к 1932 г., когда был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО) во главе с Н. Д. Вернером. Под его руководством совместно с другими службами завода была подготовлена документация и начат серийный выпуск простых в изготовлении и эксплуатации и достаточно надежных танков Т-26, существенно превосходящих зарубежные аналоги того периода. Они использовались в боевых действиях в Испании во время гражданской войны, на Халхин-Голе, в Финляндии, а также в начальный период Великой Отечественной войны. Начиная с 1937 г. завод перешел на выпуск танков БТ, которые по численности занимали второе место в танковом парке Красной Армии и предназначались для взаимодействия с кавалерией.

В 1940 г. завод получил задание организовать производство танков Т-34 и танковых дизелей В-2. Н. Д. Вернер как начальник конструкторско-технического отдела принимал самое непосредственное участие в налаживании производства этой продукции. К серийному выпуску танков Т-34 завод приступил в начале 1941 г., а дизелей — в конце года. Со второй половины 1941 г. по март 1942 г. Сталинградский тракторный занимал ведущее место в стране по выпуску танков Т-34, собирая в месяц в среднем 293 машины, а всего их было изготовлено 3800.

С началом Великой Отечественно войны завод вынужден был организовать собственное производство узлов, не свойственных его профилю, в том числе многих электроприборов (реле, стартеров, выключателей и др.). Претерпели значительные изменения и другие узлы машины: вместо обрезиненных катков на их стальные бандажи стали устанавливать обрезиненные кольца, а вместо дизеля В-2 применять бензиновый авиационный двигатель и еще многое другое. Такое упрощение технологии изготовления позволяло в военное время использовать более доступные материалы и наращивать объемы поставки техники фронту.

Несмотря на практически полное разрушение заводских цехов, одновременно с их восстановлением начался ремонт танков и двигателей к ним. Уже в мае 1943 г. был отправлен первый эшелон отремонтированных танков с надписью на них "Ответ Сталинграда". В восстановленных цехах велась подготовка к серийному выпуску двигателей. 2 ноября 1943 г. был собран первый после восстановления завода танковый дизель. Родина высоко оценила героический труд заводчан. 8 февраля 1942 г. за образцовое выполнение заданий правительства по производству танков и танковых моторов завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а 247 его работников получили правительственные награды.

Бои за Сталинград разрушили завод, основной костяк танкостроителей СТЗ был эвакуирован в Нижний Тагил, Свердловск, Челябинск и Барнаул, где продолжался выпуск танков и моторов. Сразу после разгрома фашистских войск под Сталинградом началось возвращение тракторозаводцев, в том числе специалистов СпецКЭО, на родное предприятие. Н. Д. Вернер стал главным конструктором завода. В 1950 г. наряду с серийным выпуском танковых дизелей начался новый этап в развитии танкостроения на СТЗ: принято решение об организации изготовления плавающих танков ПТ-76. Для этих целей создается ОКБ во главе с главным конструктором М. М. Романовым.

В период с 1952 по 1975 гг. завод серийно выпускал два типа боевых машин: ПТ-76 и БТР-50П. По мере роста числа поставленных машин накапливался опыт их армейской эксплуатации в различных районах страны и за рубежом, на основе которого усовершенствовались их узлы и агрегаты. В результате проведения конструкционных и технологических мероприятий значительно повысились тактико-техническая характеристика и эксплуатационная надежность серийных танков и бронетранспортеров.

В 1953 г. главным конструктором ОКБ назначается С. А. Федоров, под руководством которого параллельно с серийным производством разрабатывались и осваивались новые модификации машин. Были разработаны и поставлены на производство:

  • модернизированный танк ПТ-76Б со стабилизированной пушкой;
  • бронетранспортер БТР-50ПК с броневой крышей для зашиты десанта;
  • машина "Пингвин" для антарктических экспедиций;
  • командно-штабная машина БТР-50ПУ, служащая передвижным пунктом управления и оборудованная узлом связи и навигационной аппаратурой;
  • гусеничное шасси самоходной пусковой установки 2П16, предназначенное для транспортировки, наведения и пуска ракет 3Р10 и 3Р9;
  • УКВ-радиостанция Р-137Б, представляющая комплекс средств радиосвязи с однополосным ультраволновым радиопередающим устройством для обеспечения связи в оперативно-тактическом звене сухопутных войск.

Всего выпущено более 13 тыс. машин различной модификации. Для установки на морских катерах были доработаны и выпускались серийно боевые отделения танка ПТ-76. Обеспечение стабильного качества и высокой надежности узлов и агрегатов позволило заводу с 1957 г. начать поставку танков, бронетранспортеров и командно-штабных машин на экспорт (всего продано 6 тыс. шт.).

Производство танков ПТ-76 на заводе организовано при отсутствии разработанного проектного задания реконструкции в период, когда все имеющиеся в наличии мощности полностью использовались для выпуска тракторов. Потребовалось вновь создать специализированные мощности, обеспечить выполнение большого объема технологической подготовки, подобрать и обучить рабочих, инженеров и техников. В крайне ограниченные сроки (менее двух лет) реконструирован разрушенный в период Великой Отечественной войны "танковый" корпус № 5, на площадях которого созданы мощности по сборке узлов и машин, механообработке деталей и узлов ходовой части, трансмиссии, боевого отделения и др.

Увеличение объемов производства и номенклатуры выпускаемых машин потребовало создания новых участков и цехов, организационной перестройки, внедрения новых прогрессивных технологических процессов, установления рациональных кооперированных связей. Высокая технологическая оснащенность и создание специализированных мощностей способствовали выполнению государственного плана по выпуску всех модификаций дизелей и броне-объектов. Объем выпуска продукции по числу изделий с начала производства увеличился более чем в восемь раз.

Внедрение технологических процессов, улучшение организации труда, установка специального оборудования и другие мероприятия обеспечили планомерное снижение трудоемкости изготовления выпускаемой продукции. Так, по танку ПТ-76, по сравнению с первым годом его серийного выпуска, она снизилась более чем втрое.

ОКБ непрерывно занималось усовершенствованием серийных танков ПТ-76 с целью повышения их боевых и эксплуатационных характеристик. Результатом этих работ явилось создание танка ПТ-76Б с установленным на нем стабилизатором вооружения (всего их было выпущено более 1600 шт.). За создание семейства легких плавающих боевых машин и организацию их крупносерийного выпуска ряд работников завода удостоен Государственной премии СССР.

В 1960 г. главным конструктором ОКБ назначается И. В. Гаврилов, под руководством и при личном участии которого в 1965 г. впервые в мировой практике была разработана боевая машина десанта БМД-1. С 1969 г. она стала выпускаться серийно. По конструкции и компоновке это принципиально новая машина, насыщенная тех-ническими новшествами. Они позволили ограничить массу и габаритные размеры машины, обеспечить заданные высокие тактико-технические требования по авиадесантированию, огневой мощи, броневой защите, плаву и др. Это первая в мировой практике серийная гусеничная машина с гидропневматической подвеской и изменяемым клиренсом, что гарантирует ей высокую плавность хода и загрузку со средствами десантирования в самолет АН-12. Кроме того, БМД-1 — первая отечественная серийная машина с бронекор-пусом из алюминиевого сплава.

На БМД-1 обеспечивается транспортировка парашютно-реактивной системы в готовом для применения снаряжении до аэродромов взлета. Это позволило значительно снизить полетный вес БМД-1, увеличить радиус полета самолета, резко сократить время на швартовку и загрузку в самолет, отказаться от транспортных средств, необходимых для перевозки средств десантирования.

Все работы, связанные с создание машины БМД-1, проводились под непосредственным контролем и при участии командующего ВДВ СССР генерала армии В. Ф. Маргелова. Коренная реконструкция воздушно-десантных войск стала главной целью его деятельности. За короткий период были разработаны и запущены в производство боевая машина десанта БМД-1, бронетранспортер БТР-Д и семейство специальной боевой техники на их базе. Он внимательно следил за всеми новинками в области вооружений и техники для сухопутных войск и других видов ВС и родов войск. Создание боевой машины с достаточно эффективным вооружением и способной быть десантируемой парашютным способом в тыл противника стало в этот период генеральной линией деятельности командующего.

Впервые воздушно-десантные войска получили современную, высокоманевренную, имеющую мощное вооружение плавающую авиаде-сантируемую боевую машину, позволяющую вести активные и маневренные боевые действия частями и подразделениями ВДВ днем и ночью в условиях применения оружия массового поражения. Параллельно с серийным производством велись опытные работы по созданию:

  • боевой колесно-гусеничной машины пехоты с максимальной скоростью движения 108 км/ч;
  • плавающего танка с размещением механика-водителя во вращающейся башне;
  • самоходной артиллерийской установки "Фиалка" на базе БМД-1 со 122-мм пушкой.

Значительные объемы НИОКР были посвящены разработке транспортных средств на воздушной подушке (созданы и изготовлены несколько опытных образцов).

В 1971 г. главным конструктором назначается А. В. Шабалин, и в том же году была принята на вооружение командирская боевая машина десанта БМД-1К, а в 1974 г. — бронетранспортер БТР-Д, который в последующем послужил основой для разработки различных модификаций:

  • БТР-РД "Робот" — бронетранспортер с противотанковым ракетным комплексом "Конкурс";
  • БМД-1КШ — командно-штабная машина;
  • БМД-1Р — машина дальней связи;
  • шасси самоходного артиллерийского орудия САО 2С9 "Нона";
  • шасси для артиллерийского пункта наблюдения 1В119 "Реостат";
  • БТР-ЗД "Скрежет" — бронетранспортер с зенитно-ракетным комплексом;
  • 925А — машина для установки специальной аппаратуры;
  • 925Г — гусеничный транспортер на базе БТР-Д для народного хозяйства.

В 1979 г. на смену БМД-1 пришла БМД-1П, отличающаяся установкой противотанкового комплекса "Конкурс" вместо "Малютки". В конструкцию деталей и узлов БМД-1 и машин на ее базе заложено большое количество новых, перспективных, ранее не применявшихся в танкостроении материалов. При изготовлении этих машин технические службы завода во взаимодействии с рядом научно-исследовательских организаций исследовали и внедрили в производство горячую штамповку и термообработку ответственных деталей (балансиры, кривошипы, корпуса рессор из титанового сплава ВТЗ-1).

За разработку и организацию серийного производства БМД-1 И. В. Гавалов, А. В. Шабалин, Ю. М. Сорокин, Г. В. Недогонов, В. А, Чумаков и А. М. Скребцов удостоены Государственной премии СССР. За разработку шасси для САО 2С9 и АПН "Реостат" И. А. Ва-риводскому присуждена Государственная премия СССР, а ряд работников завода отмечены правительственными наградами.

В 1980 г. разработана, а в 1984 г. начато серийное производство БМД-2, отличающейся от БМД-1 новым боевым отделением с автоматической пушкой 2А42 вместо гладкоствольной 2А28. За создание и освоение этой машины большая группа работников завода награждена орденами и медалями.

В 1987 г. ОКБ преобразовано в СКБ, а А. В. Шабалин назначен генеральным конструктором. В1989 г. создается БМД-3, которая с 1990 г. поступает на вооружение. Это качественно новая боевая машина, десантируемая как посадочным, так и парашютным способом. При ее создании впервые решена сложная научно-техническая задача обеспечения парашютного десантирования боевой машины с экипажем внутри, что резко сокращает время сбора воздушного десанта в месте сосредоточения для немедленного вступления в бой.

БМД-3 способна действовать в горных условиях на высоте до 4 тыс. м, преодолевать водные преграды, в том числе со средствами десантирования на борту. Может использоваться на море при волнении до трех баллов, что повышает ее эффективность в подразделениях морской пехоты. В 1995 г. за разработку этой машины А. В. Шабалину, В. К. Семенову, Г. Н. Малякину и Ю. А. Браж-никову присуждена Государственная премия РФ.

В 1997 г. главным конструктором назначается В. В. Ханакин, под руководством которого СКБ активно приступило к созданию новых, перспективных боевых и специальных машин на базе БМД-3. Компоновочная схема БМД-3 и конструкторские решения ряда определяющих узлов и агрегатов шасси позволили создать на ее базе с высокой степенью модификации самоходную противотанковую пушку 2С25 ("Спрут-СД"). Артиллерийское вооружение СПТП 2С25 на уровне средних танков, высокие показатели маневренности и проходимости при обеспечении кругового вращения башни и стабилизации вооружения дают возможность использовать СПТП, кроме воздушно-десантных войск, как плавающий танк в сухопутных войсках и морской пехоте. Разработана также совершенно новая по комплексу вооружений боевая машина десанта БМД-4, огневые возможности которой превосходят все существующие виды отечественных боевых машин пехоты. В настоящее время на базе БМД-3 разрабатывается ряд специальных машин различного назначения.


* Выдержки из книги "Первый навсегда. Всем поколениям тракторозаводцев посвящается", вышедшей в издательстве "Волгоград" к 75-летию Волгоградского тракторного завода.

Журнал "Тракторы и сельскохозяйственные машины", 2005 год, № 8
УДК 629.114.2.002

знак спец предложения Спец. предложение
 
Скидки, распродажа электронагревательного оборудования. Распродажа электронагрева-тельного оборудования.
Системы контроля и удаленного управления электрическим оборудованием. Контролируй и управляй оборудованием из любой точки мира.
от 960 руб.
Электрокаменки ЭКМ, Душка, Сфера, Фавер. Электрокаменки от 3 до 27 кВт. Модели: "ЭКМ" "Сфера" "Душка" "Фавер"
от 7400 руб.
Электрокотел ЭВПМ-12 Электрические котлы "Сангай" и ЭВПМ, ЭВП: 3; 4,8; 6; 7,5; 9; 12; 15; 18; 24; 36; 48; 72 кВт, ступени мощности, терморегулятор,
от 2370 руб.
Электроконвекторы ЭВУБ Электроконвекторы ЭВНБ и ЭВУБ 0,5; 1,0; 1,5; 2,0 кВт, Электропечи ПЭТ и ОВЭ
от 1560 руб.
Электрокалориферы СФО, КЭВ, ЭК Электрокалориферы СФО, КЭВ, ЭК от 3 кВт до 60 кВт, ступени мощности, терморегулятор
от 3950 руб.
Дубовые бочки. Дубовые бочки, изготовленные по всем правилам бондарного искусства, емкостью от 3 до 20л для хранения и доводки напитков.
от 3900 руб.
Измельчитель травы и соломы. Измельчитель травы и соломы.
от 18900 руб.
Измельчитель зерна, стеблей и початков кукурузы, веток Измельчитель зерна, стеблей и початков кукурузы, веток "ИЗ-400М"
от 15700 руб.
Пресс для винограда. Объём - 15 л, ручной Пресс для винограда. Объём - 15 л, ручной
от 7500 руб.